В избирательном процессе
Его представителей, доверенных лиц. Институт наблюдателей
Важнейшими субъектами избирательного процесса являются кандидаты на выборные должности и их представители. В системе органов государственной власти избираются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президент России, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), в системе органов местного самоуправления – депутаты соответствующих представительных органов, главы муниципальных образований. Выборными являются также должности мировых судей.
Кандидатами являются выдвинутые в установленном порядке лица, которые реализуют свое пассивное избирательное право. Кандидаты должны быть в обязательном порядке зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией. С момента такой регистрации возникает правовой статус кандидата на выборную должность. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (за исключением случаев, установленных федеральным избирательным законодательством). Для обеспечения такого равенства закон устанавливает ряд требований. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, работающие в СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Закон определяет, что следует понимать под использованием преимуществ должностного или служебного положения: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию кандидата; использование помещений, занимаемых органами государственной власти или местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет гарантировано использование таких помещений в тех же целях; использование для проведения предвыборной агитации телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных или муниципальных органов; использование в избирательной кампании на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности; сбор подписей, ведение предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок; преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к государственным и муниципальным СМИ в целях сбора подписей или ведения предвыборной агитации и др.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию.
Зарегистрированным кандидатам в случаях, установленных законом, возмещаются транспортные расходы, произведенные ими со дня их регистрации до дня официального опубликования результатов выборов.
Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.
Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответственно уровню выборов: так, кандидаты в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанного в законе (так, кандидат на пост Президента РФ не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств – не позднее чем за один день до дня голосования), снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию. Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политическая партия, избирательный блок по решению органа, выдвинувшего кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок.
Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия.
В избирательной кампании кандидата наряду с ним активно участвуют и егопредставители. К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители политических партий, их региональных отделений, наблюдатели, члены избирательных комиссий справом совещательного голоса. Полномочия указанных лиц начинаются и прекращаются одновременно с регистрацией кандидата или утратой им своего статуса.
Наблюдатели – граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования (в день голосования, в дни досрочного голосования), за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий. Иностранные и международные организации также могут участвовать в указанных мероприятиях через иностранных (международных) наблюдателей.
Наблюдатели, иностранные наблюдатели, а также представители СМИ вправе присутствовать в различных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатели вправе ознакомиться со списками избирателей, находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателями, присутствовать при голосовании вне помещений для голосования, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которую они направлены, а также нижестоящих избирательных комиссий, обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд и др.
Закон запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующим избиркомом.
Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая из политических партий, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый из избирательных блоков, зарегистрированных в соответствии с законом. Не могут быть назначены наблюдателями выборные должностные лица; лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи; прокуроры; члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Одной из особенностей избирательной кампании является широкое участие в них средств массовой информации– прессы, телевидения и радио как участников избирательного права и процесса. В современных условиях организация и проведение таких массовых кампаний, как выборы, без участия средств массовой информации немыслимы. Например, для освещения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации получили аккредитацию более 1200 российских и иностранных журналистов.
Правовой статус и формы участия СМИ в избирательных кампаниях регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации» и Федеральным законом об основных гарантиях.
Избирательные комиссии, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки информационных и справочных материалов и в других формах.
СМИ, их должностные лица обязаны представлять избирательным комиссиям необходимые сведение и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий.
Государственные органы РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, их должностные лица в соответствии с избирательным законодательством наделены значительными полномочиями по обеспечению ряда избирательных действий и процедур, а также по оказанию содействия избирательным комиссиям различного уровня в осуществлении их компетенции.
Во-первых, на органы государственной власти и местного самоуправления возложены обязанности по назначению выборов. Во-вторых, они обязаны участвовать в формировании соответствующих избирательных комиссий. В-третьих, осуществление регистрации (учета) избирателей возложено на глав администрации муниципальных образований. Они же по согласованию с избирательными комиссиями образуют избирательные участки и публикуют их списки в СМИ. В-четвертых, они оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий (в частности, на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, обеспечивают их охрану; предоставляют транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, оргтехнику и т. д.). В-пятых, они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, политическим партиям и избирательным блокам в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонстраций, безвозмездно предоставлять для этих целей помещения, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных и подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также немедленно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.
Особо следует остановиться на участии в избирательных правоотношениях судебных органов. Фактически они выступают в качестве универсального гаранта избирательных прав граждан применительно к любому уровню выборов в Российской Федерации. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по инициативе иных участников избирательных правоотношений на нарушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотренных законом случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, политических партий, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.
Отличительной особенностью правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоотношениях, строго в рамках предоставленных им полномочий, и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.
ТЕМА 18. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Понятия и основные стадии избирательного процесса.
2. Организация и порядок проведения выборов.
Литература
1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.
4. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральныйзакон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.
5. О выборахПрезидента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
6. О выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления: Закон Тульской области от 27.05.2005 № 576-ЗТО // Вестник Тульской областной Думы. – № 4(110). – 2005; Тульские известия. – № 101-ФЗ. – 2005. – 21 апреля.
7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – С. 329.
8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.
9. Постников, А.Е. Актуальныенаправления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российскогоправа. – 2004. – № 2. – С. 3.
10. Сидякин, Л.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. –№ 1. – С. 3.
11. Сушкова, О.В.Инновационная функция объектов интеллектуальных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. – № 4. – С. 14.
12. Хабриева, Т.Я.Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органовисполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализ российского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.
13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки)/ В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.