В избирательном процессе

Его представите­лей, доверенных лиц. Институт наблюдателей

Важнейшими субъектами избирательного процесса являются кан­дидаты на выборные должности и их представители. В системе органов государственной власти избираются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президент России, депутаты за­конодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации (ру­ководители исполнительных органов государственной власти субъек­тов РФ), в системе органов местного самоуправления – депутаты соответствующих представительных органов, главы муниципальных образований. Выборными являются также должности мировых судей.

Кандидатами являются выдвинутые в установленном порядке ли­ца, которые реализуют свое пассивное избирательное право. Кандида­ты должны быть в обязательном порядке зарегистрированы соответст­вующей избирательной комиссией. С момента такой регистрации воз­никает правовой статус кандидата на выборную должность. Все канди­даты обладают равными правами и несут равные обязанности (за ис­ключением случаев, установленных федеральным избирательным за­конодательством). Для обеспечения такого равенства закон устанавли­вает ряд требований. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся должностными ли­цами, журналистами, творческими работниками организаций, осуще­ствляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, работающие в СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.

Закон определяет, что следует понимать под использованием пре­имуществ должностного или служебного положения: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимо­сти, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию кандидата; использование помещений, занимаемых орга­нами государственной власти или местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет га­рантировано использование таких помещений в тех же целях; ис­пользование для проведения предвыборной агитации телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, орг­техники, обеспечивающих функционирование государственных или муниципальных органов; использование в избирательной кампании на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собст­венности; сбор подписей, ведение предвыборной агитации государ­ственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок; преимущественный по сравнению с другими канди­датами доступ к государственным и муниципальным СМИ в целях сбора подписей или ведения предвыборной агитации и др.

Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избира­тельной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.

Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых ра­ботает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата со­ответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выпла­чивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию.

Зарегистрированным кандидатам в случаях, установленных за­коном, возмещаются транспортные расходы, произведенные ими со дня их регистрации до дня официального опубликования результа­тов выборов.

Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в коман­дировку, призван на военную службу или направлен на альтернатив­ную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он рабо­тал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.

Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответ­ственно уровню выборов: так, кандидаты в депутаты Государствен­ной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или под­вергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом изби­рательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанно­го в законе (так, кандидат на пост Президента РФ не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств – не позднее чем за один день до дня голосования), снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответст­вующую избирательную комиссию. Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полу­ченного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политиче­ская партия, избирательный блок по решению органа, выдвинувше­го кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубли­кования результатов выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия.

В избирательной кампании кандидата наряду с ним активно участвуют и егопредставители. К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители политических партий, их региональных отделений, наблюдатели, члены избирательных комиссий справом совещательного голоса. Полномочия указанных лиц начи­наются и прекращаются одновременно с регистрацией кандидата или утратой им своего статуса.

Наблюдатели – граждане РФ, уполномоченные проводить на­блюдение за ходом проведения голосования (в день голосования, в дни досрочного голосования), за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий. Иностранные и ме­ждународные организации также могут участвовать в указанных мероприятиях через иностранных (международных) наблюдателей.

Наблюдатели, иностранные наблюдатели, а также представители СМИ вправе присутствовать в различных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результа­тах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели вправе ознакомиться со списками избирателей, на­ходиться в помещении для голосования соответствующего избира­тельного участка, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателями, присутствовать при голосовании вне помещений для голосования, знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которую они направлены, а также нижестоящих избирательных комис­сий, обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд и др.

Закон запрещает наблюдателям выдавать избирателям избира­тельные бюллетени, расписываться за избирателя в получении бюл­летеня, в том числе по его просьбе, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредст­венное участие в подсчете голосов избирателей, совершать дейст­вия, препятствующие работе избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, участвовать в приня­тии решений соответствующим избиркомом.

Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая из политических партий, зарегистрировавшая фе­деральный список кандидатов, каждый из избирательных блоков, зарегистрированных в соответствии с законом. Не могут быть на­значены наблюдателями выборные должностные лица; лица, нахо­дящиеся в их непосредственном подчинении, судьи; прокуроры; члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разре­шение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установлен­ном законом, и при наличии соответствующего приглашения ак­кредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Пре­зидентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой Феде­рального Собрания РФ, Правительством РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, ЦИК РФ после официального опубликова­ния решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и националь­ными правительственными и неправительственными организация­ми, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одной из особенностей избирательной кампании является широ­кое участие в них средств массовой информации– прессы, телевидения и радио как участников избирательного права и процесса. В совре­менных условиях организация и проведение таких массовых кампа­ний, как выборы, без участия средств массовой информации немыс­лимы. Например, для освещения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва при Централь­ной избирательной комиссии Российской Федерации получили аккре­дитацию более 1200 российских и иностранных журналистов.

Правовой статус и формы участия СМИ в избирательных кам­паниях регулируются Законом РФ «О средствах массовой информа­ции» и Федеральным законом об основных гарантиях.

Избирательные комиссии, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а так­же путем проведения пресс-конференций, рассылки информацион­ных и справочных материалов и в других формах.

СМИ, их должностные лица обязаны представлять избиратель­ным комиссиям необходимые сведение и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий.

Государственные органы РФ и ее субъектов, органы местного са­моуправления, их должностные лица в соответствии с избирательным законодательством наделены значительными полномочиями по обеспечению ряда избирательных действий и процедур, а также по оказанию содействия избирательным комиссиям различного уровня в осуществлении их компетенции.

Во-первых, на органы государственной власти и местного само­управления возложены обязанности по назначению выборов. Во-вторых, они обязаны участвовать в формировании соответствующих избирательных комиссий. В-третьих, осуществление регистрации (учета) избирателей возложено на глав администрации муниципаль­ных образований. Они же по согласованию с избирательными ко­миссиями образуют избирательные участки и публикуют их списки в СМИ. В-четвертых, они оказывают содействие избирательным ко­миссиям в реализации их полномочий (в частности, на безвозмезд­ной основе предоставляют необходимые помещения, обеспечивают их охрану; предоставляют транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, оргтехнику и т. д.). В-пятых, они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, политическим пар­тиям и избирательным блокам в организации и проведении собра­ний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонст­раций, безвозмездно предоставлять для этих целей помещения, обес­печивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресе­чению противоправной агитационной деятельности, предотвраще­нию изготовления незаконных и подложных предвыборных печат­ных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъя­тию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты, а также немедленно информировать соответствующую изби­рательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.

Особо следует остановиться на участии в избирательных правоотношениях судебных органов. Фактически они выступают в качестве универсального гаранта избирательных прав граждан при­менительно к любому уровню выборов в Российской Федерации. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по ини­циативе иных участников избирательных правоотношений на на­рушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотрен­ных законом случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, политических партий, избирательных блоков, органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Отличительной особенностью правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоот­ношениях, строго в рамках предоставленных им полномочий, и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.

 

ТЕМА 18. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

1. Понятия и основные стадии избирательного процесса.

2. Организация и порядок проведения выборов.

Литература

1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституци­онный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.

3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.

4. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собра­ния Российской Федерации: Федеральныйзакон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.

5. О выборахПрезидента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

6. О выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления: Закон Тульской области от 27.05.2005 № 576-ЗТО // Вестник Тульской областной Думы. – № 4(110). – 2005; Тульские известия. – № 101-ФЗ. – 2005. – 21 апреля.

7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – С. 329.

8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.

9. Постников, А.Е. Актуальныенаправления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российскогоправа. – 2004. – № 2. – С. 3.

10. Сидякин, Л.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. –№ 1. – С. 3.

11. Сушкова, О.В.Инновационная функция объектов интеллектуаль­ных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. – № 4. – С. 14.

12. Хабриева, Т.Я.Новые законопроекты о порядке формирования Го­сударственной Думы и органовисполнительной власти субъектов РФ (сравни­тельный анализ российского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.

13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки)/ В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.