Творческая индивидуальность писателя.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ. Различие между художником и мыслителем Белинский видел в том, что один из них, ученый, мыслит силлогизмами, иначе говоря, понятиями, а мысль другого, т. е. художника, выражается в образах. Если перед художником и ученым стоит общая цель - познание мира и человека, то к этой цели они идут разными путями. Ученый открывает объективные законы, управляющие миром, и его личность не отражается в них. Поэтому биография ученого и его духовно-нравственный облик имеют значение лишь для истории науки. Напротив, проникнув в личность художника, поняв его как человека, мы глубже поймем и его произведения. Лев Толстой в статье о Мопассане писал, что, когда мы начинаем знакомиться с творчеством того или иного писателя, перед нами встают такие вопросы: "А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?" В иск-ве главное - человек, не только в том смысле, что образ человека стоит в центре иск-ва, но еще и в том, что художник постигает окружающий его мир с определенной человеческой т. з., всякий раз выясняет пути и средства, ведущие человеческую личность к расцвету или же к упадку. Этот вопрос имеет одинаково решающее значение для таких столь не похожих друг на друга произведений, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина или "Тихий Дон" Шолохова.

Писателю не только необходимо знать людей, при этом знать досконально, но и обладать достаточным внутренним опытом, к-рый необходим для придания каждому создаваемому образу жизненной достоверности, человеческой подлинности.Он, писатель, вкладывает в каждый свой персонаж частицу самого себя, даже если относится к нему отрицательно.

Вот почему непродуктивен метод вульгарного социологизма в лит-ве-дении, к-рый рассматривает писателя как функцию класса и, значит, не видит различия между одним и другим писателем, если они по происхождению и общим убеждениям принадлежат к одному и тому же классу. Является ли писатель реалистом или романтиком, он значителен прежде всего своей неповторимостью - тем, что нового, своего вносит он в реализм или же в романтизм. Понятие Т. и. п. вбирает в себя неповторимые качества, принадлежащие тому или иному писателю, но так, что в них отражаются особенности лит-ры эпохи и направления, к к-рым он принадлежит. Писатель свободно избирает материал и стиль, но он подчиняется определенным закономерностям, ибо подлинная его сила в том вкладе, к-рый он вносит в литературное развитие, в том влиянии, к-рое он оказывает на современников и последующие поколения.

Понятие Т. и. п. возникло не сразу, оно сложилось исторически. Произведения древней лит-ры были безымянными, автор оставался неизвестным. Иногда имя автора скрывалось в акростихе (см.). Впервые наиболее отчетливо Т. и. п. определилась в эпоху Возрождения. Это отмечено и в известной оценке Энгельсом "титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Собр. соч., т. 20, с. 346); В творчестве великих мастеров Возрождения не только безгранично раздвигается картина мира, но с необычайной силой раскрывается индивидуальность писателя - и в сонетах Петрарки, и в романе Сервантеса, и в трагедиях Шекспира. В лит-ре классицизма 17 в. и в эпоху Просвещения, разумеется, не была утрачена Т. и. п. Но теоретики этой эпохи стремились подчеркивать общее, а не индивндуальное, законы разума, господствующие в лит-ре, а не личность, ее создающую.

Лишь на позднем этапе Просвещения, когда выступают сентименталисты (см. Сентиментализм), Т. и. п. вновь оказывается в центре внимания. Важнейшим теоретическим документом явился трактат Эд. Юнга "Размышление об оригинальном творчестве" (1759), направленный против нормативной эстетики, объявлявший всяческие правила и установления "костылями", к-рые мешают раскрываться Т. и. п. Величайшим образцом оригинального гения Юнг считал Шекспира. В Германии второй половины 18 в. учение о "гении" разрабатывалось Гердером и нашло яркое художественное выражение в творчестве писателей "Бури и натиска". Образ Прометея в драматическом фрагменте молодого Гёте в известной мере отражает этот взгляд на художника как человека-творца, независимого и глубоко самобытного в своем дерзании:

Здесь я людей ваяю,

И в них - мой образ,

Мне подобное племя...

Т. и. п. явилась одним из центральных моментов в эстетике романтизма (см.). Но именно здесь трактовка ее приобрела идеалистический характер (немецкие романтики при этом исходили из субъективно-идеалистического учения Фихте). Личность художника возвышалась над действительностью, нередко мистифицировалась, даже обожествлялась. Для романтизма характерно было также утверждение трагического одиночества художника в окружающем мире, что явилось выражением неприятия буржуазного об-ва, как враждебного всякой духовной деятельности (гордые и одинокие герои Байрона, "странствующие энтузиасты" Э. Т. А. Гофмана, "Чаттертон" А. де Виньи). Наиболее глубокая философская разработка этой проблемы впервые дана Гегелем в его "Эстетике". Гегель установил, что в новое время, начиная с эпохи Возрождения, когда мифология перестала быть источником и резервуаром иск-ва, перед художником встала задача самому определить и материал для своих произведений, и способ его обработки. Тогда-то со всей остротой встал вопрос о субъективном мастерстве" иначе говоря, мастерстве каждого отдельного писателя. В истинно художественном произведении, по Гегелю, объективные законы литературного процесса преломляются сквозь субъективные особенности художника как его мировоззрение. Т. и. п. - понятие многогранное. Это и биография писателя, и мировоззрение, и талант, и мастерство. Биография - не просто внешние факты жизни, это также отношение его к людям и событиям, с к-рыми он сталкивается. Мировоззрение писателя нельзя понимать только в политическом или философском аспекте. Сказать о Тургеневе только то, что он либерал по своему мировоззрению, значит сказать еще далеко не все. У Тургенева свой идеал человеческой личности, я этот идеал неимоверно возвышает его над либерализмом.

Если Т. и. п. - категория исторически сложившаяся, то, следовательно, и изменяющаяся. Должно говорить о советском писателе как творческой индивидуальности нового типа. Горький, первый великий писатель социалистического мира, представляет собой новый тип художественной индивидуальности. Его талант, талант писателя-реалиста, характерный своим исследовательским пафосом, слит воедино с самым передовым, революционным, подлинно научным мировоззрением.

Все советские писатели стоят на позициях единого, марксистско-ленинского мировоззрения. Но это не только сковывает, а, напротив, раскрывает еще небывалые возможности для реализации различных творческих индивидуальностей.