Правовой статус избирательных комиссий. Порядок образования

Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.

Система избирательных комиссий, действующих при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ, включает: Центральную избирательную комиссию (ЦИК), избирательные комиссии субъектов Федерации, территори­альные и участковые комиссии. Все избирательные комиссии дей­ствуют как единая система избирательных органов, во главе кото­рой находится ЦИК, являющийся вышестоящим для других изби­рательных комиссий органом. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для нижестоящих избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия РФ является государст­венным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в России в соответствии с компетенцией, установ­ленной федеральным избирательным законодательством.

Компетенция избирательных комиссий складывается из предме­тов их ведения и полномочий (прав и обязанностей), закрепленных за ними избирательным законодательством.

В исключительном ведении избирательных комиссий находится официальное информирование избирателей о сроках и порядке должны быть гражданами РФ, дееспособными и совершеннолетни­ми, иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Членами избирательных комиссий с правом решаю­щего голоса не могут быть депутаты законодательных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица государственных и муниципальных органов, су­дьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномочен­ные представители и доверенные лица политических партий, избира­тельных блоков, инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчине­нии у кандидатов, лица, выведенные из состава комиссий по реше­нию суда, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость, подвергнутые судом административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах (в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда).

Правовой статус членов избирательных комиссий с правом ре­шающего голоса включает следующие субъекты: руководители раз­личных избирательных комиссий (председатель, заместители), которые рабо­тают на соответствующих должностях на постоянной основе. В силу этого они не могут замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, зани­маться предпринимательской и другой оплачиваемой деятельно­стью, кроме преподавательской, научной или иной творческой дея­тельности. Членам ЦИК предоставлено право самим решать, на какой основе работать в комиссии – на постоянной (штатной) или на общественных началах. Члену комиссии, работающему на обще­ственных началах, освобожденному в период подготовки и прове­дения выборов от основной работы, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном по­рядке, без согласия прокурора – субъекта РФ, а член ЦИК – без со­гласия Генерального прокурора РФ.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса ос­вобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: пода­чи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты им гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избиркома решением суда, вступившим в законную силу, недееспо­собным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившего в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности; появле­ние оснований, исключающих возможность быть членом избира­тельной комиссии с правом решающего голоса.

Полномочия члена избирательной комиссии прекращаются так­же в случае расформирования избирательной комиссии.

К другой группе субъектов избирательного процесса относятся политические партии, избирательные блоки, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установлен­ном законом порядке объединения граждан политического характе­ра (политические партии, политические организации, политические движения). Избирательные блоки представляют собой коллектив­ный субъект, наделенный избирательными правами и действующий в избирательной кампании как персонифицированный участник выборов. Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. не предусмотрено образование избирательных блоков, право на выдвижение федеральных списков кандидатов предостав­лено только политическим партиям.

Политическое влияние основных социальных групп на осуществ­ление государственной власти находит свое проявление в деятельно­сти политических партий. Но в действующей российской Конститу­ции отсутствуют нормы, которые раскрывают роль политических партий в этом смысле, кроме, пожалуй, косвенного их упоминания в виде формулировок о «политическом многообразии» и «многопар­тийности». Роль партий заключается в том, что они являются основ­ным инструментом связи между властью и гражданами, а также по­средником и между институтами власти, способным, в том числе, га­сить конфликты между ними без слишком прямого вовлечения в эти конфликты высших органов государственной власти. Федеральный закон об основных гарантиях подчеркивает значение роли политиче­ских партий в избирательном процессе. При проведении федераль­ных и региональных выборов избирательными объединениями при­знаются только политические партии и их региональные отделения. Закон стимулирует участие политических партий в парламентских выборах. Так, регистрация федеральных списков кандидатов, выдви­нутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избира­тельных блоков были допущены к распределению мест в палате.

В то же время число политических партий, реально способных участвовать в осуществлении государственной власти, не может быть слишком большим. Нынешнее многообразие существующих полити­ческих партий только дезориентирует избирателей и дестабилизирует политическую обстановку в стране. В 2007 г. к началу избирательной кампании правом участия в выборах депутатов Государственной Ду­мы Федерального Собрания РФ в соответствии с законом обладали 14 политических партий, а также 17 общероссийских общественных объединений. В 2003 г. было 20 таких объединений.

Политические партии признаются единственным видом обще­ственных объединений, обладающим правом самостоятельно участ­вовать в выборах в органы государственной власти путем выдвиже­ния кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выбор­ные должности. Что касается иных общероссийских общественных объединений, созданных в форме общественной организации или общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах, то они смогут участвовать в президентских выборах как субъекты выдвижения кандидатов только в блоке с какой-либо по­литической партией (партиями). Отсюда следует ведущая роль по­литической партии как коллективного субъекта, наделенного зако­ном правом выдвигать кандидатов (список кандидатов) и откры­вающего возможность осуществлять такого рода избирательные действия другим общероссийским общественным объединениям при условии вхождения в избирательный блок с ними.

 

3. Правовой статус кандидата на выборную должность,