Понятие субъектной организации произведения. Субъект речи и субъект сознания. Основные типы субъектной организации произведения, их эстетические возможности.

Существенной гранью построения художественного мира произведения является соотнесенность и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Соотнесенность носителей речи и их сознаний составляет субъектную организацию произведения. Дословно определение субъектной организации произведения, данное Корманом, звучит так: «Субъектная организация есть соотнесенность всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектами речи – теми, кому приписан текст (формально-субъектная организация), и субъектами сознания – теми, чье сознание выражено в тексте (содержательно-субъектная организация)»

Функции субъектной организации: создание стилевого, эмоционально-выразительного единства произведения; конструктивная функция, "миромоделирующая».

Разные виды и подвиды субъектной организации (повествование от имени безличного автора-повествователя, личного рассказчика или лирического героя, их многообразные переплетения) – это кругозоры, которыми определяется и мотивируется горизонт художественного мира произведения, все его пространственные и временные масштабы, все перемещения, интеллектуальный и эмоциональный простор.

В художественном тексте выделяют субъект речи и субъект сознания. Субъект сознания – тот, чье сознание выражено; субъект речи – тот, кто говорит, т.е. обладает определенной речевой манерой. Субъект речи и субъект сознания могут совпадать и могут не совпадать. Часто субъект сознания можно выделить только при анализе произведения («Душечка» Чехова).

В лирике, как правило, субъект речи и субъект сознания совпадают. Лирический герой – субъект речи, его же сознание и выражено. Так в стихотворении Осипа Мандельштама в одной речевой манере выражено трагическое сознание лирического героя

Я от жизни смертельно устал,/Ничего от нее не приемлю,/Но люблю мою бедную землю/От того, что иной не видал.

В драме, так же как и в лирике, чаще всего субъекты речи и субъекты сознания совпадают.

В эпосе, наиболее сложном по организации тексте, запечатлеваются не только различные манеры говорения, но и сказывающиеся в них типы сознания. В таких произведениях отчетливо выделяются речи героев и повествование.

В современном литературоведении нет четкого определения понятия «повествование». Вся совокупность высказываний, имеющих изобразительные задачи, стала называться «повествованием», а «описание» и «рассуждение» (характеристика) превратились в его составные элементы

В широком смысле повествование– совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и адресатом всего произведения как единого художественного высказывания (читателем).

Типы повествования. Н.Л. Лейдерман выделяет два типа повествования: личное и безличное. Личное повествование представлено двумя формами: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя рассказчика. Безличное – от лица повествователя и наиболее сложная форма безличного повествования – романное повествование.

А.Б. Есин говорит о нескольких формах повествования. Он выделяет две основные повествовательные формы – повествование от первого лица и повествование от третьего лица.

Повествование от первого лица характеризуется следующими моментами: 1. Усиливает иллюзию достоверности рассказываемого; 2. Часто акцентирует внимание на образе повествователя; 3. Автор почти всегда «спрятан», его нетождественность повествователю выступает наиболее явно.

Повествование от третьего лица – нейтральная форма, характеризуется большей свободой в ведении рассказа.

Особая форма повествования - несобственно-прямая речь. «Это повествование от лица нейтрального, как правило, повествователя, но выдержанное полностью или отчасти в речевой манере героя, не являясь в то же время его прямой речью».

Существует два типа повествующих субъектов: повествователь и рассказчик. И, следовательно, в литературоведении стоит проблема различения повествователя и рассказчика.

Есин, Хализев, Лейдерман разделяют персонифицированных и неперсонифицированных повествователей. Для неперсонифицированного повествователя характерно дистанцированное изображение событий безличным субъектом, именуемым часто в третьем лице. «Персонифицированных повествователей, высказывающихся от своего собственного, «первого» лица, естественно назвать рассказчиками», - считает Хализев. Персонифицированный повествователь (или рассказчик) имеет все атрибуты литературного персонажа: имя, внешность, так или иначе, участвует в действии. Например, Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Печорин в последних трех повестях «Героя нашего времени».

Б.О.Корман характеризует повествователя как «носителя речи, не выявленного, не названного, растворенного в тексте», а рассказчика как «носителя речи, открыто организующего своей личностью весь текст». По этой классификации один и тот же тип субъекта может сочетаться с разными грамматическими формами организации высказывания (от 1 или 3 лица). Например, субъект «сказа» должен классифицироваться как рассказчик, независимо от того ведется ли рассказ от 1-го или 3-го лица. Так сказ Лескова «Левша» имеет форму повествования от третьего лица.

С точки зрения Кормана, повествователь – это субъект повествования, никак не отождествляющийся с автором. Это речевая маска. Повествователь – это такой же художественный образ, как и другие персонажи. Возможности повествователя определены автором, т.е. границами всего художественного целого, включающего в себя изображенное «событие самого рассказывания».

Рассказчик – субъект изображения, достаточно «объективированный» и связанный с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой он и изображает других персонажей.

Образ рассказчика – как характер или, по выражению М.М.Бахтина, как «языковое лицо» – обязательный отличительный признак этого типа изображающего субъекта.

Повествователь по своему кругозору близок автору-творцу. Рассказчик – персонажам. Повествователь – носитель более нейтральной речевой манеры, общепринятых языковых и стилистических норм, чем рассказчик.