Купечество и посадское население

Уложение регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах.

- В приказах обычно было несколько судей.

- Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек “с товарищи” — человека три-четыре. Уложение предписывало решать судебные дела коллегиально (“всем вопче”).

При отсутствии кого-либо по болезни или по другой уважительной причине остальные судьи решали дела самостоятельно (X, 23). За злостное уклонение от явки в приказ “многие дни” судья повергался наказанию, “что государь укажет” (X, 24). По воскресеньям, крупным церковным праздникам и в дни тезоименитств в приказах никаких дел не рассматривала, кроме “самых нужных государьственных дел” (X, 25).

- Судебное решение считалось окончательным и могло подлежать пересмотру только в порядке апелляции в высшую инстанцию.

- Судебное делопроизводство в приказах бежало на дьяках и подьячих. Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание между строк. Подьячий был обязан положить дело “на стол к вершению вскоре”. После судебного решения стороны “прикладывали руки” к записям. Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось показывать судное дело сторонам и

выносить из приказа.

41. Правовое положение посадских людей, крестьян, холопов и кабальных людей по«Соборному Уложению» 1649г.

- вернуло посадам отторгнутые у них «белые слободы», принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церкви, а также обеленные (освобожденные от тягла) дворы поповых детей, дьячков, пономарей и других церковно­служителей, лавки и дворы крестьян.

- крестьянам, в частности, было раз­решено отныне торговать в городах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим за­писаться в городское тягло.

- Аналогично разрешается вопрос о служилых по прибору – они обязывались платить налоги до тех пор, пока не прода­дут свои лавки и промыслы тяглецам.

- Эти положения Соборного Уложе­ния облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей (по сути было введено монопольное право горожан на занятие предпринимательством).

- Было предписано вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив «бездетно» и «безповоротно» сыск закладчиков (крестьян, холопов, кабальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.).

- выход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену.

- за пере­ход из одного посада в другой государство грозило смертной казнью.

- санкции против тех, кто в будущем примет беглых посадских людей. Им грозила «великая опала от государя» и кон­фискация земли.

- Уложение, введя монопольное право горожан на городскую собственность ограничило право распоряжения ею. Продажа имущества посадского человека могла иметь место только внутри посадской тяглой общины.

- посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19.

- Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест.

-Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.

- Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

- Итак, закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещением его покидать получил в Уложении законченное выражение.

- Посад замыкался в сословные рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.