Государственного регулирования.

Автомобильный транспорт как объект управления

Тема 1. Государственное регулирование автотранспортной деятельности.

Введение

ПМ-4

Раздел 1. «Менеджмент транспортного процесса».

 

 

«Менеджмент транспортного процесса»− дисциплина, объединяющая в себе современные подходы и методы управления предприятиями автотранспортной отрасли в условиях становления рыночных отношений в России, когда автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и становления одной из наиболее растущих подотраслей национальной экономики.

«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утверждена 22 ноября 2009 г. распоряжением Правительства РФ № 1734-Р устанавливает, что главная задача государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам. Важность автомобильного транспорта как элемента производственной инфраструктуры государства определяется не только тем, что без его участия практически не осуществляется ни один вид хозяйственной деятельности, но и тем, что его устойчивое развитие является гарантией свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России, улучшения условий и уровня жизни населения.

 

Автомобильный транспорт представляет собой естественную монополию, что неизбежно приводит к возникновению сдерживающих факторов его развития. Высокая конкуренция, вызванная избытком транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, приводит к замораживанию капитала. Это требует государственного вмешательства. В первом случае – для смягчения отрицательных последствий естественной монополии, предоставления определенных гарантий потребителю и жесткого контроля за выполнением законодательных норм и правил, во втором – введение количественных и качественных ограничений. Формирование рынка в автотранспортной отрасли должно опираться на государственное регулирование и выделение территориальных структур управления транспортом.

Под системой государственного регулирования понимается совокупность средств и методов влияния государства на производственную деятельность и социально-экономические отношения в области транспорта с целью защиты интересов потребителей и производителей материальных благ, реализации государственной политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и укрепление обороноспособности страны.

Государственное регулирование в транспортной сфере направлено на:

гармонизацию интересов различных видов транспорта, вступающих в условиях рынка в острую конкурентную борьбу;

содействие формированию рынка транспортных услуг;

ускорение процессов перехода транспорта на более высокий технологический и организационно-управленческий уровень, что позволяет снизить транспортные издержки;

повышение качества транспортного обслуживания экономики и населения страны, включая безопасность движения транспортных средств.

Государственный механизм в регулировании транспортной системы необходим и для обеспечения единства требований к нормам и правилам проектирования, строительства транспортных коммуникаций, стандартов экологического воздействия транспортных средств на окружающую среду, учета национальных интересов при выполнении международных перевозок

(рис.1).

 

 

Рис. 1. Задачи регулирования транспортной системы

 

Необходимость государственного регулирования вызвана также наличием целого ряда причин:

1. Автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Федеральные законы от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ .О техническом регулировании и от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ .О безопасности дорожного движения. предусматривают контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов при изготовлении, эксплуатации транспортных средств, соблюдении безопасности дорожного движения со стороны государственных органов.

2. Автомобильный транспорт не может нормально выполнять свои функции по доставке грузов, пассажиров без общей регламентации его деятельности, и в первую очередь:

правил перевозки грузов и пассажиров;

организации технического обслуживания и ремонта;

требований к профессиональной пригодности специалистов и водительского состава;

соблюдении норм безопасной эксплуатации автомобильного транспорта;

прогнозирования и развития общественного пассажирского транспорта и т.д.

Следовательно, государственной регулирование транспорта в условиях рынка является объективной необходимостью.

Для выполнения своих функций в сфере регулирования автотранспортной деятельности государство использует нормативно-правовые, экономические и комплексные методы. Нормативно-правовые методы могут быть направлены на обеспечение безопасности и регулирования рынка транспортных услуг. К методам, обеспечивающим безопасность автомобильного транспорта, относятся, например, правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозки опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д. К методам регулирования рынка транспортных услуг относят лицензирование, сертификацию, квотирование, разрешения, ограничения.

Экономические методы регулирования транспортных услуг включают налоги, тарифы, штрафные санкции, банковские проценты за кредит, льготы и т.д. Комплексные методы представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые применяются в совокупности. Устав автомобильного транспорта и правила перевозок и выполнения услуг, являясь нормативно-правовыми актами, предусматривают регулирования автотранспортной деятельности.

Государственное регулирование распространяется на следующие сферы и предусматривает применение определенных способов:

1. Сфера организации рынка автотранспортных услуг включает в себя:

разделение рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями;

непосредственное осуществление деятельности по допуску юридических лиц и предпринимателей на различные сектора

автотранспортного рынка на основе лицензирования;

контроль выполнения хозяйственными субъектами автомобильного транспорта требований, предусмотренными лицензиями;

внедрение лицензионной системы на всех видах автомобильного транспорта.

2. Сфера регулирования ценообразования на автомобильном транспорте предусматривает:

установление общего рекомендуемого или обязательного уровня тарифов на отдельные виды автотранспортной деятельности;

выработка механизма индексирования тарифов;

государственный контроль ценообразования при выполнении пассажирских и муниципальных (государственных) грузовых перевозок.

использование налоговых льгот и дополнительных налогов как средства регулирования автотранспортной деятельности;

3. Сфера налогового регулирования охватывает:

предоставление Минтрансу РФ официального права разработки и введения в действие обязательных для предприятий всех форм собственности норм, правил и стандартов коммерческой деятельности и технической эксплуатации транспортных средств, направленных на защиту интересов пассажиров, грузовладельцев и государства, обеспечение транспортного процесса и охрану среды.

4. Сфера нормативного регулирования автотранспортной деятельности представлена на рис. 2, рис. 3.

Система управления транспортным комплексом страны требует переноса части регулирующих функций государственного аппарата из центра в регионы. В силу этого система регулирования должна быть многоуровневой, распределенной между федерацией, ее субъектами и местными органами власти. Центральное место в системе государственного регулирования на транспорте должно занять решение следующих основных задач.

 

Рис. 2 Методы регулирования автотранспортной деятельности

 

Создание надежной нормативно-правовой базы. На прочной правовой базе должны основываться:

предоставление дотаций убыточным, но социально значимым транспортным предприятиям;

решение споров возникающих в процессе эксплуатационной и хозяйственной деятельности перевозчиков в органах государственного арбитража;

регулирование отношений предприятий с грузовладельцами; обеспечение безопасности перевозок пассажиров, движения транспортных средств и защиты окружающей среды от чрезмерных экологических нагрузок со стороны транспорта.

 

 

 

 

 

Рис. 3 Сферы и методы государственного регулирования на

транспорте:

_____ - региональный уровень; _ _ _ - федеральный уровень

 

 

Регулирование тарифов. Эта важнейшая сфера государственного управления на транспорте, требующая, чтобы тарифы рассматривались не только как регулятор отраслевой нормы прибыли, но и как фактор общего экономического роста и гармонизации социальной сферы. Уровень тарифов и их соотношение по видам транспорта оказывают прямое влияние на качество жизни населения, уровень инфляции, темпы экономического роста в различных отраслях экономики и регионах.

Налоговое регулирование. Данный вид регулирования должен рассматриваться как общеэкономическая мера, отвечающая стратегическим целям развития социально-экономической сферы в целом и требованиям текущего момента. Оно требует решения таких вопросов, как введение налоговых льгот в отношении затрат на восстановление, замену и модернизацию инфраструктурных элементов транспортных коммуникаций, формирование транспортных сетей, создание распределительно-терминальных систем. Такого рода льготы должны предусматриваться не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Целевые налоговые льготы должны также стимулировать развитие наиболее эффективных, с точки зрения экономики страны, способов транспортировки и видов перевозок.

Финансовое регулирование. К этой сфере относится: участие в финансировании капиталоемких проектов и программ, создание специальных инвестиционных фондов для модернизации и развития транспортного комплекса;

Дотирование убыточных предприятий, выполняющих социальные перевозки; предоставление транспортным предприятиям финансовых средств на возвратной основе; введение государственного лимита для обновления подвижного состава.