Особенности средневековой философии.
Средние века – это особый период в истории человеческой мысли. Особенность его состоит в том, что на первый план здесь выступают христианство и христианская идеология.
(из учебника Скирбекка «История философии»)
В конце 4 века н.э. Римская империя разделилась на 2 части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей христианской религией. В это же время (375 – 568) происходило переселение германских племён, которое привело к падению западной римской империи. Античность закончилась, начались Средние века.
* Можно выделить 3 наиболее важных признака философии Средних веков:
а) теоцентризм.
Для средневековой философии характерной чертой является постановка Бога в центр картины мира. Это существенно отличает философию Средних веков от античной философии, для которой центром мира были природа, космос (космоцентризм). Средневековая философия тесно связана с христианством и, по сути, является продолжением христианских идей, преломлённых и обосновываемых с точки зрения рационального [познания мира];
б) идея творения (креационизм).
Если в античности боги считались частью природы, то в Средние века Бог рассматривается как внеприродное начало. Фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение Бога, а потому считалось, что он несёт на себе печать Бога, то есть печать совершенства. Это нашло отражение в средневековой формуле: «Бытие и благо обратимы». Дьявольское начало в средние века уподобляли небытию. Если Бог есть бытие и он сотворил мир, наделив его существованием, следовательно, в мире не может существовать ничего плохого, в том числе и зла. А из этого следует, что любое зло – это небытие, которое только «притворяется» бытием;
в) идея Откровения. Если высшим бытием обладает надприродный Бог, то познать его рациональным путём невозможно. По этой причине единственный путь познания Бога – это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путём логических рассуждений, а путём сверхъестественного получения знания через веру в Бога.
Средневековая философия испытала сильное влияние античной философии. Первоначально Отцы церкви относились к наследию античности негативно, видя в ней проявление язычества и индивидуализма, отрицавшего центральную роль Бога. Однако со временем античная культура была с успехом ассимилирована христианством.
Обычно в средневековой философии различают «рационалистическую» линию, связанную с верой в разум, и «мистическую» линию, опиравшуюся главным образом на Откровение. Однако это разграничение не является полностью обоснованным. Поскольку разум и Откровение являются скорее дополняющими друг друга и переходящими друг в друга, чем противопоставленными явлениями.
Мысль «рационалиста» была направлена на постижение чуда Слова-Логоса, а наделённость словом мыслящего существа была для средневекового человека настоящим чудом; мысль «мистика» обретает логическую форму. Этим линиям в одинаковой степени свойственно то, что можно назвать «схождением ума в сердце».
Философ в Средние века был и церковной фигурой, философия не существовала отдельно от религии, не стремилась противостоять ей.
Именно поэтому философия развивалась не только в светских школах (начиная с XI века), а затем в университетах (с XIII века), но и в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали:
францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт = Альберт Великий, Фома Аквинский).
Весьма характерно, что даже имена философов Средних веков связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервосский, Ансельм Кентерберийский).
• В средневековой философии всё интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.
Схоластика(средневековая «школьная» философия) – представители данного направления стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.
Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем – «материя и форма»).
1) Проблема универсалий разделила философов-схоластов на три лагеря:
реалистов*, считавших общие понятия особыми самостоятельными сущностями, обладающими субстанциональным бытием;
номиналистов**, утверждавших, что общие понятия не существуют реально, а являются всего лишь именами, использующимися для обозначения конкретных, единичных вещей;
концептуалистов, полагавших универсалии существующими в сознании человека, но не обладающими субстанциональностью.
* Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом).
** Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Шпаргалка: | |
ü Реализм - универсалии существуют как реальные объекты. ü Концептуализм - универсалии существуют в умах, а в вещах им нечто соответствует. ü Номинализм - универсалии есть плод познавательных процессов человека, реально не существуют. |
2) Проблема соотношения веры и разума в схоластике привела к проблеме соотношения двух истин – «истины веры» и «истины разума», а в конечном итоге – к признанию непротиворечивости их друг другу, их равноправия, что нашло своё отражение в концепции двойственной истины.