Пробы и образцы

Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы

При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:

1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

2) знакомиться с заключением эксперта и получить экземпляр такого заключения;

3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Должностные лица таможенных органов вправе отбирать пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы.

Проба – товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризирующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара.

Образец – единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке.

При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов может проводиться с участием таможенного эксперта (эксперта).

Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров, составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.

Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.

Пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в случаях, предусмотренных таможенным кодексом таможенного союза.

В таких случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии двух понятых.

Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров.

По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, либо таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

 

12. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля

При проведении таможенного контроля в случаях, установленных таможенным кодексом таможенного союза (ст.ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305, 354), должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.

В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол.

Задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.

Задержанные товары и документы на них, хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты – в течение двадцати четырех часов.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток.

Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.

Возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось – собственникам товаров, а в случаях, когда собственник является иностранным лицом, либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее – декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных таможенным кодексом таможенного союза.

Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, возвращаются любому из лиц, указанных в таможенном кодексе таможенного союза, обратившемуся первым в таможенный орган за возвратом таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории.

Товары и документы на них, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу, задержанные при вывозе с таможенной территории таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для использования на таможенной территории таможенного союза, если владение этими товарами допускается законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для обратного вывоза за пределы этой территории, или для использования на таможенной территории таможенного союза при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с таможенным кодексом таможенного союза.

В иных случаях, задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям.

При необходимости помещения товаров под таможенную процедуру по запросу лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.

Товары, задержанные таможенными органами, и не востребованные лицами в сроки, предусмотренные таможенным кодексом таможенного союза, подлежат реализации, а в случаях, установленных таможенным кодексом таможенного союза, такие товары подлежат уничтожению или иному использованию товаров в соответствии с законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

Реализация, уничтожение или иное использование товаров, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных таможенным кодексом таможенного союза.

Товары, расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, подлежат уничтожению, если иное не установлено законодательством этого государства-участника таможенного союза.

Уничтожение, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии указанных лиц – за счет средств бюджета государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров.

Из сумм, полученных от реализации товаров, удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день задержания этих товаров, во вторую очередь – расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с реализацией этих товаров.