Важным в настоящее время является создание в России рынка земли и иной недвижимости с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования.

Правовое регулирование предоставления ЗУ

Здесь можно выделить два основных направления, представленных на рисунке 4.4.

Основные направления правового регулирования земельных отношений
правовое регулирование земель как природного ресурса и природного объекта  
правовое регулирование земельного участка как объекта права собственности

Рисунок 4.4 - Основные направления правового регулирования ЗО в РФ

В этих целях приняты такие основополагающие федеральные законы по земле:

► ЗК РФ;

► «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

► «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

►«О введении в действие Земельного кодекса РФ»;

►«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ;

► «О государственном земельном кадастре»;

► «О землеустройстве».

 

Правительством РФ утверждены «Положение о государственном земельном контроле», «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель», принято специальное постановление «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

В значительной мере были развернуты на всей территории страны работы по созданию системы государственного земельного кадастра, которые ведутся в соответствии с федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)».

ЗО в РФ регулируются следующими НПА (рисунок 4.5)

Таким образом, на современном этапе экономического развития страны, когда основной целью земельных преобразований является создание условий для вовлечения земли в хозяйственный и экономический оборот как объекта прав собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве, завершается процесс перехода к реализации положений Конституции РФ о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности.

 

Нормативно-правовые акты, регулирующиеземельные отношения в РФ
Конституция РФ 1993 года
Федеральные законы РФ
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ
Водный кодекс РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ
Лесной кодекс РФ от 23 января 1997 г. № 22-ФЗ
Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
«О внесенииизменений в Земельный кодекс Российской Федерации» от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ
«О разграничении государственной собственности на землю»от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ
Законы субъекта РФ
Закон Приморского края от 29 декабря 2003 г. № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае»
Нормативно-правовые акты ОМСУ РФ  
Решение Думы Партизанского Партизанского муниципального района от 10.04.2007 г. № 323 «Положение о предоставлении земельных участков на территории Партизанского муниципального района»
Гражданский кодекс РФ от 30ноября 1994 г. № 51-ФЗ
МПА от 10 мая 2006 г. №26-МПА «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владивостока»
Решение Думы города Владивостока от 24.11.2009 г. № 396 «Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке»

Рисунок 4.5 - Перечень нормативно-правовых актов, регулирующихЗО в РФ

ОГВ и ОМСУ, являясь участниками рынка, обладают правом воздействия на этот рынок административными методами, что нарушает положение Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной и муниципальной форм собственности и ГК РФ о равенстве правового положения участников гражданского оборота.