В результате использование этих рычагов процесс выкупа ЗУ промышленными предприятиями не приобрел массового характера в нашей стране до сих пор.
Практическая монополия КПРФ в Правительстве страны в период 1990-х годов, с ее традиционным взглядом на решение земельного вопроса (земля - это общественное достояние, принадлежащее всему народу РФ) при принятии НПА не позволила процессу формирования единых ЗИК на базе промышленных предприятий приобрести массовый характер в экономике.
Высокий инвестиционный риск был обусловлен во многом и тем, что практически все предприятия не обладали правом С на ЗУ, расположенные под ними, что в свою очередь снижало уровень гарантий права частной С на объекты недвижимости.
Приватизация ЗУ под промышленными объектами стала возможной в 1992 году с изданием соответствующего Указа Президента РФ.
Вместе с тем принятие данного нормативного акта не способствовало в дальнейшем массовому выкупу ЗУ под приватизированными предприятиями. Данный Указ и последующие нормативные акты не содержали четкого определения процедуры выкупа, да и предприятия в условиях хронического дефицита финансовых ресурсов не стремились выкупать то, что и так находилось в полном их распоряжении.
Завершившаяся в середине 1994 года массовая приватизация в стране показала, что, несмотря на созданный частный сектор в экономике, иностранные инвесторы не торопились вкладывать средства в новые частные предприятия. Основная причина происходящего заключалась в наличии высокого инвестиционного риска в российской экономике.
Основные проблемыразвития территорий крупных городов, порожденные спецификой размещения предприятий в советское время:
► неэффективное использование городских территорий;
► нарушение градостроительного регламента;
► ухудшение экологической ситуации в городе.
Чем ближе ЗУ находится к центральной части города, его деловому центру, тем он дороже как по своей стоимости, так и по возможности использования для производства товаров и услуг.
Поворотным этапом в процессе формирования ЗИК на базе промышленных предприятий стал последующий Указ Президента РФ № 1535 от 22 июля 1994 года, утвердивший «Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».
Право выкупа ЗУ получили не только собственники предприятий, но все без исключения собственники строений и даже помещений (последние могли получить долю в праве на участок). Был установлен предел для цены выкупа: трехкратная величина нормативной цены за землю.
Препятствия на пути выкупа ЗУ под приватизированными предприятиями выражались не только в ограничительных мерах по хозяйственному обороту земли, но и в непостоянстве нормативно-правового регулирования ценообразования и процедуры выкупа на один из самых важных производственных ресурсов - землю (таблице 4.2).
Таблица 4.2 -Динамика нормативно-правового регулирования выкупной цены земельных участков под приватизированными предприятиями
Название документа | Повышающий коэффициент ставки земельного налога | Нормативная цена земельного участка | Выкупная цена земельного участка |
1. Закон РСФСР «О платеза землю» от 11.10.1991 г. №1738-1 | 50-и кратная ставка земельного налога | 50-и кратная ставказемельного налога | |
2. Закон РФ «Ореспубликанскомбюджете на 1993 год» от14.05.93 г. №4966-1 | 50-и кратная ставка земельного налога | 50-и кратная ставказемельного налога | |
3. Закон РФ «Ореспубликанском бюджетена 1994 год» от 01.07.93 г.№9-ФЗ | 50-и кратная ставка земельного налога | 50-и кратная ставказемельного налога | |
4. Указ Президента РФ№1535 от 22.07.94 г. | 50-и кратная ставка земельного налога | Нормативная цена земли скоэффициентом от 1 до3 | |
5. Постановление Правительства РФ №1204от 03.11.1994 г. | 200-кратнаяставка зем. налога, но неболее75% отрыночнойстоимости | Равна нормативнойцене земли с коэффициентом от 1 до3 | |
6. Указ Президента РФ №479 от 11.05.1995г. | 10-кратная ставка земельного налога | Равна нормативнойцене земли с коэффициентом от 1 до3 | |
7. ПостановлениеПравительства РФ от07.06.1995 №562 «Обиндексации ставок земельного налога в 1995г.» | - | Равна нормативнойцене земли с коэффициентом от 1 до3 | |
8. ПостановлениеПравительства РФ от15.03.1997 г. | - | - | - |
9. Указ Президента РФ от16.05.1997 г. №485 | - | - | Не менее 5-ратной ставки зем. налога |
10. Федеральный закон «Обиндексации ставок земельного налога» от14.12.2001 г. №163-ФЗ | - | Не менее 5-ратной ставки земельного налога | |
11. Федеральный закон «Оприватизациигосударственного имуниципального имущества» от 21.12.2001 г.№ 178-ФЗ | х | Кадастровая стоимость | Для городов с численностью: выше 3 млн. чел. от 5 до 30 ставок зем. налога; от 0,5 до 3 млн. чел. – 5-17 ставок зем. налога; до 0,5 млн. чел. – 3-10 ставок зем. налога |
Только с конца 2001 года,после принятия Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», установилась постоянная процедура выкупа и ценообразования на ЗУ, расположенные под приватизированными предприятиями.
Но и в этом случае все административные барьеры на пути формирования единых ЗИК на базе приватизированных предприятий сняты не были.
В руках органов власти осталось как минимум два существенных рычага воздействия на этот процесс, представленных на рисунке 4.3.
Административные рычаги воздействия на ЗИК |
возможность изменения кадастровой оценки стоимости земельного участка |
установление кратности ставки земельного налога при определении цены выкупа земельногоучастка |
Рисунок 4.3 - Административные рычаги воздействия на ЗИК
На сегодняшний день местные власти в городах могут брать земельный налог за единицу площади участка:
w в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек от 5 до 30 ставок;
w в городах с численностью населения от 500 тыс. до 3 млн. человек - от 5 до 17 ставок;
w в городах с численностью населения ниже 500 тыс. - от 3 до 10 ставок.