Методологические принципы прогнозирования и планирования.
Научные основы методологии прогнозирования и планирования.
ЛЕКЦИЯ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Оценка
XI. Выставление оценок.
X. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия.
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- О чём они?
- Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему?
- Чему учились?
- Что нового узнали?
Сегодня вы получили следующие оценки:
ХII. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 72—75)
2. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.
Подписьучителя: (Плотникова Е. С.)
методиста: (Грунина Т. В.)
за подготовку к уроку:
за проведение урока:
самоанализ:
Тема: Методология прогнозирования и планирования.
1.Научные основы методологии прогнозирования и планирования.
2.Методологические принципы прогнозирования и планирования.
3.Система показателей прогнозов и планов.
4.Логика прогнозирования и планирования.
5.Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения.
6.Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования.
Методология – учение о структуре, методах и средствах, а также логической организации разработки и обоснования прогнозов и плановых решений.
Методология исследует будущее в трех аспектах: онтологическом, отражающем рождение и формирование будущего, характеризующем его общую картину и факторы, которые влияют на него; логическом, где прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования; гносеологическом, где выясняет, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность.
Основными элементами методологии являются:
1) принципы – основные исходные положения и основополагающие правила. Они определяют направленность, нацеленность и комплексность разработки и обоснования прогнозов и планов;
2) методы – способ (средство), с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование прогнозов и планов;
3) показатели – форма количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений;
4) методика – совокупность рабочих методов и приемов, используемых для расчетов и осуществления разработок;
5) логика – правила, процедуры и обоснованность действий при разработке прогнозов и планов;
В прогнозировании существуют подходы к исследованию объекта. Это:
исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм. Из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего следует, что будущее существует как возможность в настоящем. Поэтому прогнозирование связано с перенесением законов, тенденций, существующих в настоящем, за его пределы, с тем, чтобы на этой основе воспроизвести еще не существующую модель будущего;
комплексный подход включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии общества является экономическая теория, в которой заложен научный аппарат;
системный подход предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах. Каждое явление – это система, состоящая из ряда связанных между собой частей, элементов, обеспечивающих в целом определенные свойства, функции, поведение.
При разработке прогнозов учитываются принципы:
-динамичности явлений (системно-динамический). Количественные и качественные изменения, происходящие внутри явления, в перспективе могут формировать принципиально новое качество объекта;
-согласованности прогнозовпредполагает согласование показателей прогнозов, различающихся по масштабности (макро- и микропрогнозы); прогнозируемому периоду (оперативные, кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы);
-вариантности заключается в разработке нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий в условиях неопределенности будущей среды для объекта;
-непрерывного прогнозирования предполагает непрерывную работу над всеми видами прогнозов во времени, т.е. на основе оперативных прогнозов уточняются краткосрочные, на основе краткосрочных – среднесрочные, а на основе среднесрочных – долгосрочные прогнозы;
-реализация принципа верифицируемости (достоверности) имеет целью создание реальной теоретически реализуемой модели прогноза, достаточную достоверность получаемых экономических результатов и сравнительно точное отражение прогнозируемой действительности;
-рентабельности прогнозирования заключается в том, что затраты на проводимые многочисленные прогнозные расчеты не должны быть большими, т.е. для заказчика должны быть экономически выгодными.
Необходимо учитывать, что не только прогнозы являются исходной базой планирования, но и в процессе планирования разрабатываются прогнозы по выполнению принятых планов.
Теория планирования связана с такими категориями, как руководство и управление. Эти категории строго взаимосвязаны, имеют общие и специфические принципы.
Принцип единства и политики предполагает системное решение в планах экономических, социальных и политических задач, поставленных государством перед обществом, по ускорению социально-экономического развития страны.
Принцип научной обоснованности базируется на том, что все планы составляются на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития общества.
Принцип комплексности основан на том, что при обеспечении приоритета в развитии важнейших направлений предусматривается развитие всех других как в целом по народному хозяйству, так и по регионам.
Принцип реальности и напряженности заключается в том, что составленные планы должны быть выполнимы, и учитывать возможности исполнителей (т.е. качество и количество ресурсов).
Принцип единства и непрерывности заключается в сочетании и согласованности перспективных, годовых и оперативных планов; непрерывное отслеживание ситуации на рынке, изменение и максимальное приспособление планов к рыночной среде.
Принцип гибкости обусловлен тем, что даже при самом качественном планировании в нем заложены элементы неопределенности (спонтанности), возможны ошибки планирования. Использование этого принципа уменьшает потери при непредвиденных изменениях условий. В процессе осуществления планов становится принципом внесения изменений в план.
Принцип системности предполагает системный характер планирования - все уровни рассматриваются как взаимосвязанная система, представляющая совокупность элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития их, поведения, ориентированного на общие цели.
Контроль необходим в процессе выполнения планов, т.к. могут возникать различные диспропорции, обусловленные внешними и внутренними факторами. В этом случае происходит исправление ошибок, внесение поправок в ранее принятые планы, выявление резервов деятельности и их мобилизация.
Надежность планов обусловлена оптимальностью и точностью прогнозов.