Стихотворение В. Брюсова.

VII. Продолжение работы по теме урока.

VI. Физкультминутка.

Стихотворение С. Есенина.

Стихотворение А. Толстого.

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):

(Учитель читает стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» на с. 72.)

- Что слушали? Какое произведение по жанру?

- Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.

— Какое слово помогает представить осенние листья?

- Какие листья называются пожелтелые?

- Какой изображена рябина?

- Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?

— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский писатель. Он родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и А. А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.

( Учитель читает стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая...» на с. 73.)

- Что связывает эти два стихотворения?

- Какую картину вы себе представили?

- Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?

- Как вы себе представляете золотые листья?

- Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?

- Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розоватая?

- Какое настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — выдающийся русский поэт. Родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея послали в Рязань на заработки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С.А. Есенин в автобиографии, — толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Рыбки

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Учитель читает стихотворение «Сухие листья...» на с. 74.)

- С помощью каких слов описана осень в стихотворении?

- Как изображает поэт картины осени?

- С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?

- Какие звуки передают шуршание осенних листьев?

- Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)

— Прочитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.

Отец В.Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.