Стихотворение В. Брюсова.
VII. Продолжение работы по теме урока.
VI. Физкультминутка.
Стихотворение С. Есенина.
Стихотворение А. Толстого.
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):
(Учитель читает стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» на с. 72.)
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?
— Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.
— Какое слово помогает представить осенние листья?
- Какие листья называются пожелтелые?
- Какой изображена рябина?
- Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский писатель. Он родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и А. А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.
( Учитель читает стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая...» на с. 73.)
- Что связывает эти два стихотворения?
- Какую картину вы себе представили?
- Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
- Как вы себе представляете золотые листья?
- Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?
- Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розоватая?
- Какое настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — выдающийся русский поэт. Родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея послали в Рязань на заработки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С.А. Есенин в автобиографии, — толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
Рыбки
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Учитель читает стихотворение «Сухие листья...» на с. 74.)
- С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
- Как изображает поэт картины осени?
- С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
- Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
- Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
— Прочитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.
Отец В.Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.