Итоговый период лагерной смены как объект педагогической рефлексии
Характерные особенности обусловлены возникновением третьей стрессовой ситуации, которая связана с предстоящей разлукой крепко сдружившихся ребят, с другой – с неизбежным отъездом и потребностью к нарушениям. Все «нельзя» мотивировались опасениями огорчить и рассердить любимых вожатых, нежеланием быть наказанными и прервать «досрочно» свое пребывание в лагере за серьезные нарушения. Теперь же подросток осознает, что скоро все равно покинет лагерь и им принимается внутренняя установка: будь что будет.
В результате:
1. Изменяется поведение детей: они стали более возбужденными, более болтливыми, более раскованными и более неуправляемыми, то есть изменился эмоциональный тонус.
2. Изменяются ценности, главной из которых становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь и уходят в лес в поисках «необыкновенных» шишек, на речку собирать уникальные камушки и ракушки; залезают в самые немыслимые места и зачастую делают это без спросу (!), «забыв» поставить воспитателя в известность.
3. На последние дни приходится пик криминальной активности: дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший всю смену план уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи:
· отправляются ночью «мазать» девочек (или, наоборот, мальчиков);
· залезают среди бела дня на столбы-громоотводы;
· облачаются в костюмы привидений; совершают противоправные действия (алкоголь и т.д.)
Позиция вожатого:
1. Усилить внимание и ответственность.
2. Быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне — спокойным и уверенным.
3. Иметь четкий план действий, чтобы решить все организационные и воспитательные задачи итогового периода.
При выполнении золотого правила дидактики скаутинга – «соблюдения шума», «выпускание пара» в нужном направлении при контроле взрослых, мы опережаем и планируем удовлетворение тайных потребностей детей к нарушениям («День наоборот», «День потерянных вожатых», «День бантика», «День нечистой силы», игры «Стражники-мятежники», «Синие-красные», «Комический футбол», «День рождения Бабы-Яги», «Ужастик парк», «Нептун» и др.)
Цели итогового периода: подвести итоги смены и успешно, благополучно ее завершить.
Организационные задачи:
1. Ввести «президентское правление» или, наоборот, дать возможность детскому самоуправлению проявить себя, проверить свой авторитет и организаторские способности
2. Лично подойти к библиотекарю (за 2 дня), кастелянше, завхозу, физруку и договориться о времени сдачи книг, постельного белья, игр, спортинвентаря.
3. Проследить за сбором ребятами личных вещей. (Открываем «Салон потерянных вещей», проводим операции «Розыск», «Чемоданчик»).
4. Организовать последнее утро по плану:
а) утренний туалет; укладывание в чемоданы гигиенических принадлежностей. Собранные чемоданы выносим «погреться на солнышке» или в отрядное место, холл;
б) далее ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное белье;
в) делают генеральную уборку чистят шкафы, тумбочки, подметают и моют пол, выносят мусор;
г) в ожидании автобуса обмениваются адресами, кто еще не успел; вожатый раздает фотографии, оставшиеся деньги ребят. Прощание, отъезд;
д) студентам проверить и дооформить документы.
Воспитательные задачи:
1. Подвести итоги работы кружка, секции, клуба (выставка, демонстрация).
2. Дооформить отрядный альбом (бортжурнал), дописать в нем последние страницы.
3. Провести дела-прощания с лесом, спортплощадкой, речкой.
4. Сделать итоговый анализ дел, выделить лучших по направлениям деятельности, чтобы поощрить в отряде или на общедружинном мероприятии.
5. Обязательно провести в отряде запоминающееся красивое прощальное мероприятие, в подготовку которого будут включены все ребята, где они получат сладкие подарки, личные призы («именные медали»).
6. В дружине проводится последнее яркое, красочное мероприятие, линейка, на которой присутствуют все отряды. Здесь подводят итоги всех дел, работы кружков, дежурства, награждают лучших, активных, победителей. В свою очередь ребята говорят слова благодарности администрации, всем службам, вожатым, воспитателям. Ребят приглашают на следующее лето.
Формы воспитательной работы в заключительный период лагерной смены отличаются особой событийностью, эмоциональной напряженностью, атмосферой сопереживания конца лагерной смены, предстоящей разлуки (конкурс рисованных фильмов «Жили в лагере мы так, так, так...», КВН «Было, братцы, было», прощальный огонек «Расскажи мне обо мне», «Карнавал» и др.).