Характеристика личностных тестов. Тесты Кеттела, УСК, Люшера, опросник Шмишека.

Понятие интеллекта . Интеллектуальные тесты.

«Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Сразу нужно отметить, что строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных особенностей не существует. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной литературе используются следующие термины: наиболее обобщенный и часто употребляемый — «тесты интеллекта» или его несколько устаревший вариант — «умственные тесты» . Наряду с ними встречаем такие термины, как«тесты специальных способностей» , «тесты общего интеллекта» или в качестве синонима «тесты общих способностей»). В принципе исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности, и сегодня вряд ли есть необходимость в новых классификациях, несмотря на все чаще употребляемый для обозначения тех и других термин «когнитивные тесты».

В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Помимо этого, тесты интеллекта делятся на: индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые (например, армейский тест Альфа). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяют тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Компьютеризация психодиагностических исследований привела к появлению адаптивных тестов интеллекта, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.

Т.О. мы можем говорить о тестах, в которых используется суммарная оценка выполнения разных видов заданий, и тестах, в которых интеллект предстает в виде успешности выполнения отдельных, не связанных друг с другом групп заданий. Укажем также на то, что в последние десятилетия на Западе весьма популярна теория, согласно которой интеллект подразделяется на текучий и кристаллизованный (в рамках школы, признающей общность всех способностей). Отсюда полагается и существование тестов, измеряющих тот или иной тип интеллекта.

 

Личностные тесты - это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, а также типичные формы поведения.

Основное назначение таких тестов - определение выраженности мотивации, интересов, эмоций и отношений индивида, а также особенностей его поведения в определенных ситуациях. Знание таких психологических особенностей позволяет каждому человеку организовать работу таким образом, что бы достичь ее максимальной эффективности. Известно несколько сотен разновидностей тестов, поэтому крайне важно их верное понимание, толкование и ответственное использование результатов.

К личностным тестам относят тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации, тесты эмоций, тесты способностей, тесты ценностных ориентаций и др. С другой стороны можно выделить комплексные личностные тесты (дающие разностороннюю оценку состояния личности или ее отдельных свойств) и частные личностные тесты (оценивающие отдельные черты личности, мотивы, эмоции, ценности и пр.)

Личностные тесты могут включать в себя следующие шкалы: интеллект, воспитанность (дипломатичность, соблюдение этикета и дистанции), оригинальность (одаренность и креативность), экстраверсия - интроверсия (общительность - замкнутость), согласие - независимость, самоконтроль - импульсивность, эмоциональная стабильность - тревожность, обучаемость - инертность, достоверность (социальная желательность ответов) и др.

Тесты Кеттела:

В результате длительных многоплановых исследований Р. Кеттел выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики "Шестнадцать личностных факторов" (16 PF).

УСК:

изучение уровня субъективного контроля. Рекомендуется использование УСК в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.

Опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера и опубликован Е.Ф.Бажиным в соавторстве в 1984 году (44 вопроса)

Люшера:

Основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность чел. На определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.(4 осн. И 4 доп. цвета).

опросник Шмишека:

предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

(Демонстративный ,Педантичный тип. Застревающий тип. Возбудимый тип. Гипертимический тип. Дистимический тип..

Тревожно-боязливый. Циклотимический тип..Аффективно-экзальтированный. Эмотивный тип).