ОРАТОРУ НЕОБХОДИМЫ ЯСНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Резюме

1. Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему не­обходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выраже­ния мысли.

2. Нормы языка — это общепринятые в речи образован­ных людей правила произношения, словоупотреб­ления, грамматики.

3. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, не­верного выбора слова или формы слова и ошибочного построе­ния синтаксической конструкции.

4. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами, его .стилистическую окраску, его сферу распространения и степень распространения, а также его изобразительно-выразительные возможности.

5. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных морфологических форм.

6. Чтобы избегать синтаксических речевых оши­бок, нужно особенно внимательно относиться к такому способу подчинительной связи слов в словосочетании, как управ­ление.

 

 

ГЛАВА 5

ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГОЛОСОМ?

ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

 

КАК ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ:

БЫСТРО ИЛИ МЕДЛЕННО;

ГРОМКО ИЛИ ТИХО;

высоким или низким голосом;

МОНОТОННО ИЛИ НЕ МОНОТОННО

 

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ ДИКЦИЯ

 

МОЖНО ЛИ ВЫРАЖАТЬ ГОЛОСОМ ЧУВСТВА

От оратора требуется не только владение нормами правиль­ной речи (см. главу 4), но и умение ощущать речь в звуке. Высту­пающий должен чутко относиться к звучащему слову.

ТЕМП РЕЧИ, СИЛА И ВЫСОТА ГОЛОСА

Смысловое восприятие речи зависит прежде всего от темпа ее произнесения. Темп—это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду).

Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т. е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.

Как считают исследователи, оптимальное условие легко вос­принимаемой речи—это средний темп произнесения (при­мерно 100—120 слов в минуту). При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстрен­ном темпе. Иногда важную мысль целесообразно и повторить.

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, поскольку он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они

 

 

Из воспоминаний о публичных выступлениях

Менделеев Дмитрий Иванович (1834—1907)—русский химик, открыв­ший периодический закон химических элементов, профессор Петербург­ского университета.

С живописной львиной головой, с прекраснейшим лицом, опи­раясь на вытянутые руки с подогнутыми пальцами, стоит высо­кий и кряжистый Менделеев на кафедре и говорит. Это его обычная и любимая поза по свидетельству современников и та­ким изобразил его академик Шервуд в бронзе.

О. Э. Озаровская

Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговор­кой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение и всегда подыщет такое, что в двух-трех словах ясно выразит то, что хо­тел сказать. Мы скоро привыкли к этому оригинальному способу изложения, который гармонировал и с оригинальным обликом Менделеева и вместе с тем помогал усвоению того, что он говорил.

В. Е. Тищенко

Будь я музыкантом, я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье его слушать, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходившего от ясно слышного в последнем углу ауди­тории шепота к громоподобным возгласам.

Б. П. Вейнберг

 

 

ые могут также вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное, а поэтому теряют нить рассуждения. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается зна­чительно сниженным.

Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правиль­но выступающий расценивает высоту своего голоса. Интересный случай произошел в лекторской практике Отто Юльевича Шмид­та (1891—1956), академика, одного из организаторов Северного морского пути. Читая в молодости лекции студентам, он обнару­жил, что в аудитории часто слышится шумок. “Что, неинтерес­но?” — спросил он слушателей. “Нет,— ответили они смущен­но,— интересно, но плохо слышно”. О. Ю. Шмидт обратился к специалисту, который должен был “поставить ему голос”. Тот предложил молодому ученому что-нибудь спеть и сразу же по­нял, почему Шмидту не хватает в аудитории голоса. “Вы поете басом, а говорить пытаетесь тенором”,— резюмировал он. Зна­чит, О. Ю. Шмидт, выступая перед аудиторией, не учитывал природной высоты своего голоса. Говорил .слишком высо-

 

ким голосом, тогда как естественным для него был бы голос низ­кий. Итак, по высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным.

Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, ора­тор должен избегать монотонности. Выше уже говорилось о том, что можно сделать определенные смысловые акценты, ме­няя темп речи. Такого же эффекта достигает оратор меняя силу голоса. Очень хорошее впечатление на слушателей производят те ораторы, которые умеют менять высоту своего голоса (см., на­пример, впечатления современников о лекциях Д. И. Менделее­ва, с. 72—73).

В устной речи звуки обычно произносятся нечетко, концы слов и особенно фраз проглатываются, произношение многих слов настолько упрощается, что выпадают целые слоги. Говоря­щий произносит [т'эр'] вместо теперь, [гр'ит] вместо говорит и т. д.

В обычной беседе такое, произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой разговора, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-нибудь в речи другого, он тотчас же

 

 

Из воспоминаний о публичных выступлениях

Ключевский Василий Осипович (1841—1911)—русский историк, акаде­мик, профессор Московского университета.

Сейчас возвратилась с лекции Ключевского. Какой это та­лантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, ко­торый очень недавно побывал в XIII—XIV веке, приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем интересуются, и чего до­биваются, и какие они там.

Е. Д. Поленова

Явно отжившие лица снова выступали действующими на ис­торической сцене во всей их индивидуальности, со всеми их до­стоинствами и недостатками, как действительные конкретные личности.

В. Уланов

В течение одной и той же лекции лицо и тон Ключевского беспрестанно менялись в зависимости от того, что он говорил.

А. Белов

Ключевский отчеканивал окончания произносимых им слов так, что для внимательного слушателя не мог пропасть ни один звук, ни одна интонация негромко, но необыкновенно ясно звуча­щего голоса.

Неторопливость лекции была такова, что при небольшом на­выке можно было... записывать, не пользуясь стенографией, бук­вально слово в слово, как она произносилась.

А. И. Яковлев

Фрагменты из лекции и речей В. О. Ключевского см. на с. 53—54, 113, 119, 120—121. 140—144, 150, 152, 169, 173—174.

 

его переспросит. Во время выступления перед большой аудито­рией понимания с полуслова быть не может. Слова должны про­износиться четко и ясно, т. е. выступающий должен обладать хо­рошей дикцией. Приобрести такую дикцию можно упорным трудом. Известны случаи, когда ораторы, даже обладающие природными недостатками речи, при систематической работе над дикцией достигали прекрасных результатов.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться легко преодолевать дикционные трудности. С их помощью добиваются чистоты и точности произ­ношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.

Отчетливость произношения зависит часто и от пространства, в котором говорит оратор. Чем больше помещение, тем речь дол­жна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распро­страняется так быстро, как свет; для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распространения. Это хорошо знают священники, которые произносят проповеди в церкви всегда медленно, чтобы молящи­еся могли их услышать.

Тот, кто обладает четким и ясным произношением, может

 

меньше внимания уделять громкости голоса. Речь оратора с хо­рошей дикцией, даже если он говорит тихим голосом, хорошо слышна в аудитории (см. воспоминания современников о голо­се В. О. Ключевского — с. 74—75).

Хорошая дикция предполагает умение “держать паузу”. Та­кой термин распространен в актерской среде. Паузы (оста­новки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.

Однако паузы в речи оратора не всегда несут смысловую на­грузку. Иногда они возникают из-за того, что выступающий за­трудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выра­жает его мысль. Эти паузы — свидетельства прерывисто­сти устной речи, совершенно естественного ее свойства. Если случаев прерывистости в выступлении оратора немного и они отражают поиски необходимого средства выражения мыс­ли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой и акти­визирует ее. Известны случаи, когда слушатели подсказывали нужное слово оратору.

Если же прерывистость речи очень сильна, то это свидетель­ствует, либо о незнании выступающим предмета речи, либо о чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.