Синтаксическая норма: управление
Варианты в образовании морфологических форм
НОРМЫ ГРАММАТИКИ И ИХ НАРУШЕНИЕ
Что же касается норм в грамматике (морфологии и синтаксисе), то они связаны с правильным употреблением форм слов и синтаксических конструкций.
Основная трудность изучения грамматических норм заключается в наличии вариантов. Так, например, в родительном падеже множественного числа названия некоторых национальностей, воинских групп, родов войск, единиц измерения, употребляющиеся обычно с именами числительными, имеют различные окончания:
много армян, башкир, грузин, турок, хазар, цыган; отряд партизан, солдат; пять ампер, вольт, аршин, рентген, но калмыков, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов; джоулей. В отдельных словах допускаются оба варианта, например: бурят и бурятов; туркмен и туркменов; гусар и гусаров; драгун и драгунов; пять ом, кулон и пять омов, кулонов. Окончание -ов находим также у су-
ществительных гектаров, рельсов, апельсинов, мандаринов, помидоров, граммов, килограммов. Но ведь в магазине мы не слышим слов с такими окончаниями. Обычно говорят: Дайте пять килограмм помидор. Так вот, формы с нулевым окончанием пять грамм, килограмм, апельсин, мандарин, помидор — это формы устной разговорной речи. Но их не рекомендуется употреблять в выступлении, в ораторской речи. Это уже будет нарушение литературной нормы. (Проверить правильность употребления окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа можно по “Орфоэпическому словарю”.)
Колебания, например, наблюдаются в образовании краткой формы от прилагательных на -енный с предшествующими двумя и более согласными. Вдумайтесь: с предшествующими двумя и более согласными. Проанализируем. Нам дано слово безнравственный, суффикс -енн(ый), а перед ним согласные вств. Так вот, получается безнравственен и безнравствен. Как сказать более корректно? В настоящее время во всех стилях речи преобладает, как правило, форма на -ен: бездействен, безнравствен, бессмыслен, величествен, воинствен, двусмыслен, естествен, искусствен, многочислен, могуществен, невежествен, ответствен, свойствен, существен, тождествен.
Числительные в устной речи
Пожалуй, самые страшные муки доставляют говорящим производные и составные числительные. Впрочем, многие даже не задумываются о том, как их произносить. А жаль. Следует помнить: в производных и составных числительных, как правило, изменяется каждый компонент. Например: Он уже распорядился полученными пятьюстами рублями. Мы говорим: двести, двухсот, двумстам, двумястами, о двухстах. Нет двухсот пятидесяти трех человек. Депутат встретился с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью избирателями.
Мы привели лишь несколько примеров, которые иллюстрируют норму в морфологии. Таких случаев гораздо больше. Значит, надо просто выучить все нормативные формы русского литературного языка. Ибо без их знания не может быть правильной, литературной речи.
Что же касается синтаксической нормы, то чаще всего нарушается говорящим управление (предложное и беспредложное).
Например, следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление:
отчитаться в чем-либо — сделать отчет о чем-либо;
превосходство над чем-либо — преимущество перед чем-либо;
примириться с чем-либо — смириться перед -чем-либо и с чем-либо;
уверенность в чем-либо — вера во что-либо;
уплатить, заплатить за что-либо — оплатить что-либо.
Приведем примеры неправильного использования предлогов:
Убедившись, что ничего больше “от выступающих не вытянешь”, решили прения закрыть. Правильно: вытянуть из кого-либо что-либо. “В первом этапе” — внутривузовских соревнованиях — могут состязаться как студенты, так и сотрудники института. Обычно мы говорим: на этапе. В следующей фразе вообще не употреблен предлог, хотя он необходим: Молодые люди в яркой разноцветной спортивной форме открыто, “никого не таясь”, выполняют сложные движения. Здесь смешаны два выражения: никого не боясь и ни от кого не таясь.
Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка:
Мы “любим” и гордимся своей Родиной. Но любить что, а гордиться чем. Значит, следует: Мы любим свою Родину и гордимся ею. Тургенев “любил” и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, ее неумирающей красоте. Любить что, рассказывать о чем. Следует: Тургенев любил неумирающую красоту природы и рассказывал нам о ней; В своей критической статье “по произведению” А. Н. Островского “Гроза” Добролюбов писал, что... Какая ошибка в этом примере? Здесь неверно использован предлог по (канцеляризм: влияние официально-делового стиля). Следует сказать: В своей критической статье о произведении...
А теперь рассмотрим несколько примеров нарушения грамматической сочетаемости, которая тесно связана с сочетаемостью лексической. Сначала неправильные падежные формы:
Они-то впоследствии и представят наибольший интерес “потомкам”. Вместо правильного родительного падежа с предлогом (представлять интерес для кого?—для потомков) здесь неверно использована форма дательного падежа (кому—потомкам). Ну, а “что” можно ждать от других организаций? Следовало бы спросить: чего можно ждать? (т. е. использовать родительный падеж).
Нормы русского литературного языка описаны в справочниках и пособиях, и в случае надобности можно обратиться к ним.