ИНСТРУКЦИЯ

о порядке подготовки проектов нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов (далее, если не указано иное, – проект акта) в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы и иные организации), по поручению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и по собственной инициативе структурными подразделениями государственных органов и иных организаций (далее – структурное подразделение).

2. Подготовка проекта акта осуществляется структурным подразделением, курирующим область правоотношений, затрагиваемую разрабатываемым проектом акта.

В случае, если подготовка проекта возлагается на несколько структурных подразделений, главным исполнителем по подготовке проекта акта является структурное подразделение, определенное первым в перечне структурных подразделений, ответственных за подготовку соответствующего проекта акта.

3. Руководитель государственного органа и иной организации или его заместитель возлагает подготовку проекта акта на одно либо несколько структурных подразделений с учетом их компетенции. При этом определяются сроки подготовки проекта акта с учетом срока, установленного Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

4. К подготовке наиболее сложных проектов актов в обязательном порядке привлекается юридическая служба государственного органа (его департамента) и иной организации.

5. Главный исполнитель:

5.1. при необходимости вносит предложения руководителю государственного органа и иной организации или его заместителю о создании рабочих групп для подготовки значительных по объему либо наиболее значимых по степени важности проектов актов, а также о привлечении в установленном порядке к подготовке проектов актов специалистов иных государственных органов (организаций);

5.2. обеспечивает в разумный срок (исходя из общего срока подготовки проекта акта) направление проекта акта структурным подразделениям, ответственным за его подготовку, для доработки проекта акта, выработки по нему предложений, замечаний;

5.3. осуществляет с участием структурных подразделений, ответственных за подготовку проекта акта, последующее сопровождение (в том числе согласование, обобщение поступивших замечаний и предложений, внесение) проекта акта;

5.4. докладывает руководителю государственного органа и иной организации о результатах подготовки проекта акта.

6. Ответственность за подготовку проекта акта несет руководитель структурного подразделения, являющегося главным исполнителем.

 

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА АКТА СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

7. Проекты актов разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, поручениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, иных вышестоящих государственных органов (должностных лиц), документами планирования либо на основании резолюции руководителя государственного органа и иной организации и его заместителей на соответствующих служебных документах (планах, докладных записках, служебных письмах, актах и других).

8. Подготовка проекта акта осуществляется с соблюдением процедуры, установленной Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/136), Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 92, 1/4856), и иными актами законодательства.

9. Внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) осуществляется с соблюдением процедуры, установленной Положением о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 18, ст. 479), Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 5/29310), и иными актами законодательства.

10. Перед началом работы над проектом акта главным исполнителем совместно с иными структурными подразделениями, определенными ответственными за его подготовку, изучаются существо вопроса, подлежащего правовому урегулированию, действующие по данному вопросу акты законодательства, международный опыт, международно-правовые документы, существующие проблемы, отрицательные и положительные тенденции развития соответствующих отношений, а также предусматривается выполнение следующих мероприятий:

10.1. определение лиц, ответственных за подготовку проекта акта, а при необходимости – состава рабочей группы для подготовки проекта акта;

10.2. сбор необходимых материалов и информации (в том числе путем подготовки соответствующих запросов в иные государственные органы);

10.3. определение концепции проекта акта;

10.4. определение вида и структуры проекта акта, принятием (изданием) которого могут быть урегулированы соответствующие общественные отношения;

10.5. разработка предложений по существу вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта акта;

10.6. составление текста проекта акта;

10.7. определение потребности в материальных, финансовых и других средствах, источники покрытия расходов;

10.8. определение размеров возможных финансово-экономических затрат, необходимых для реализации проекта акта;

10.9. определение перечня государственных органов (организаций), интересы которых затрагивает проект акта;

10.10. определение сроков направления проекта акта на согласование заинтересованным государственным органам (организациям);

10.11. определение сроков доработки проекта акта с учетом замечаний и предложений заинтересованных государственных органов (организаций);

10.12. определение сроков визирования проекта акта;

10.121. определение сроков направления в Министерство юстиции и государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» подготовленного проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, в отношении которого законодательными актами предусмотрено проведение обязательной криминологической экспертизы, для проведения обязательной юридической экспертизы и криминологической экспертизы;

10.13. определение сроков внесения проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу).

11. Если готовится комплексный проект акта, затрагивающий компетенцию структурных подразделений, ответственных за его подготовку, они готовят отдельные структурные элементы (части) проекта в соответствии с компетенцией и представляют их главному исполнителю.

ГЛАВА 3

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА АКТА

12. До представления на подпись (визирование) руководителю государственного органа и иной организации, лицу, исполняющему его обязанности, проект акта должен быть согласован главным исполнителем с ответственными за подготовку проекта акта структурными подразделениями, а затем – с заместителями руководителя государственного органа и иной организации, курирующими регулируемые проектом общественные отношения.

13. После согласования проекта акта со структурными подразделениями, ответственными за его подготовку, он должен быть завизирован руководителем юридической службы государственного органа (его департамента), иной организации.

внесенных в проект акта предложений руководитель структурного подразделения, ответственного за подготовку проекта акта, визирует его с изложением особого мнения.

нему докладываются главным исполнителем руководителю государственного органа и иной организации, который принимает окончательное решение по замечаниям и предложениям.

16. После визирования проекта акта руководителем государственного органа и иной организации он направляется на согласование заинтересованным государственным органам (организациям).

17. Если при согласовании проекта акта с заинтересованными государственными органами (организациями) по нему высказаны замечания и предложения, ответственные за подготовку проекта акта структурные подразделения принимают меры по устранению разногласий исходя из компетенции.

18. Устранение разногласий включает доработку проекта акта с учетом поступивших от заинтересованных государственных органов (организаций) замечаний и предложений и обсуждение несогласованных позиций по проекту акта с работниками заинтересованных государственных органов (организаций).

19. Проект акта вносится в нормотворческий орган (должностному лицу), как правило, после устранения по нему разногласий, возникших в ходе согласования с заинтересованными государственными органами (организациями).

20. Если разногласия по проекту акта в процессе согласования устранить не удалось, при внесении его в нормотворческий орган (должностному лицу) ответственные за подготовку проекта акта структурные подразделения направляют главному исполнителю обоснования неучтенных замечаний и предложений с мотивированным мнением по каждому из них для последующего их включения в перечень неучтенных разногласий.

201. Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в отношении которых законодательными актами предусмотрено проведение обязательной криминологической экспертизы, вносятся в Совет Министров Республики Беларусь с приложением заключений юридической экспертизы и заключений криминологической экспертизы либо обоснованных предложений о необходимости принятия постановления в порядке, предусмотренном в части первой пункта 14 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 230) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 132, 1/8611; 2011 г., № 65, 1/12584).

ГЛАВА 4

КОНТРОЛЬ ЗА ПОДГОТОВКОЙ ПРОЕКТА АКТА

21. Руководители структурных подразделений, ответственных за подготовку проекта акта, обеспечивают текущий контроль за сроками подготовки проекта акта, принимают меры по его качественной подготовке, согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), внесению в установленном порядке в нормотворческий орган (должностному лицу).

22. Заместитель руководителя государственного органа и иной организации, курирующий главного исполнителя, определяет направления, сроки подготовки проекта акта, самостоятельно организует контроль за работой по подготовке проекта акта и осуществляет содействие в его подготовке исходя из компетенции.

23. Заместитель руководителя государственного органа и иной организации, курирующий главного исполнителя, несет персональную ответственность перед руководителем государственного органа и иной организации за подготовку проекта акта.