Международные морские перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные автомобильные перевозки.
Международные железнодорожные перевозки.
Международное транспортное право и международные перевозки.
Тема 8. Международное транспортное право.
^
1. Международное транспортное право - это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования различных видов транспорта в сфере международного экономического сотрудничества. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, предусмотренных заключенными этими государствами международными соглашениями. Характерной особенностью правового регулирования в области международных перевозок является преобладание международных транспортных конвенций, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. При изучении данной темы курса особое внимание нужно уделить анализу именно таких международно-правовых документов. Студентам также следует учесть, что особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов в процессе перемещения груза из государства в государство.
2. В настоящее время основным международно-правовым документом, регламентирующим осуществление международных железнодорожных перевозок, является Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980г. При анализе КОТИФ и его приложений основное внимание нужно регулированию сроков доставок грузов, провозных платежей, ответственности перевозчика, транспортной документации. Также следует изучить соглашения, заключенные странами социалистического лагеря: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). Кроме того, необходимо охарактеризовать соглашения в данной области, заключенные на уровне СНГ: Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22.01.1993г. и Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12.03.1993г.
3. В области международного автомобильного сообщения действуют следующие международные соглашения: правила дорожного движения установлены Конвенцией о дорожном движении и Протоколом о дорожных знаках и сигналах от 19.09.1949г. В настоящее время действует редакция 1968г. этих документов, вступившая в силу в 1977г. Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов 1959г. в редакции, вступившей в силу в 1978г., определяет таможенное регулирование в рассматриваемой области. Также в данной области действуют Женевская Таможенная Конвенция 1975г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. (СССР присоединился в 1982г.), а также Европейское Соглашение 1975г. о международных автомагистралях (СМА). (СССР присоединился в 1982г.) Условия договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются Женевской Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (ЦМР) от 19.05.1956г., вступившей в силу 02.07.1961г. (СССР присоединился в 1983г.). Именно анализ данной Конвенции должен быть определяющим при изучении данного вопроса. Уяснить следует вопросы транспортной документации, ответственности перевозчика, сроков предъявления претензий, юрисдикции по спорам.
4. Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются Варшавской Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929г., дополненной Гаагским Протоколом 1933г. В данной Конвенции участвует более 100 государств, в том числе и СССР с 1934г. в отношении Конвенции и с 1957г. в отношении Дополнительного Протокола. Конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или грузов, осуществляемой за плату посредством воздушного судна. Анализ данного документа должен включать определение сферы его действия, сроков доставки
/2-
грузов, транспортной документации, порядка и сроков предъявления претензий. Особое внимание следует обратить на принцип премируемой вины перевозчика. 5. Международное морское право понимается как система правовых норм и принципов, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования Мирового Океана для торгового и военного мореплавания, рыболовецкого и морского промысла, добычи биологических и минеральных ресурсов, проведения научны исследований. В международном частном праве изучаются прежде всего те аспекты использования Мирового Океана, которые связаны с осуществлением морских перевозок. Международные морские перевозки характеризуются широким использованием для их регулирования как национального законодательства и международных Конвенций, так и многочисленных морских обычаев. Преобладающим в мировой практике является отсутствие закрепления в законодательстве коллизионных норм, определяющих применимое право к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы вынуждено решаются на основании судебной практики в данной области. В международном частном праве кодификации подверглось прежде всего регулирование морских перевозок, осуществляемых по коносаменту. Международно-правовое регулирование в области коносаментных перевозок производится при помощи нескольких Конвенций. В 1924г. была принята Брюссельская Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте ("Гаагские Правила"). Она вступила в силу 02.06.1931г. В 1968г. был принят дополнительный протокол к Конвенции, получивший название "Правила Висби", вступивший в действие с 06.12.1978г. В 1978г. была принята Гамбургская Конвенция ООН о морской перевозке грузов ("Гамбургские Правила"). Основные положения правил коносаментной перевозки грузов студентам следует выяснить, изучая эти документы. Внимание нужно обратить на то, что в торговом мореплавании коносамент выполняет три основные функции: он служит распиской в принятии груза к перевозке; является товарораспорядительным документом; а также опосредует заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве. В области пассажирских морских перевозок следует обратить внимание на Афинскую Конвенцию о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974г., к которой СССР присоединился в 1983г. Студентам небходимо рассмотреть и второй основной вид морских перевозок - трамповые, юридической формой которых выступает чартер. В данном случае особенностью является то, что трамповые перевозки регулируются исключительно внутригосударственным законодательством.