Анализ док-тов и эксперимент
Док-том в социологич исл-ии считается «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи инфо ( не включ пред-ты мат культуры и быта)
Классификация док-тов:
1.По способу фиксации инфо:
· Письменные
· В машинно читаемой форме
· Иконографические
· Фонетические
2. По форме изложения:
· Статистические (содержат данные, представленные в числовой форме, обычно систематизир и сведенные в табл, графики, схемы):
- оперативная (учетная или описательная, в котор включ статистика естественного движения населения, а также отраслевая статистика
- сводная или аналитич, котор обычно представлена в виде публикаций
3. По общей значимости
· Официальные
· Не офиц
· Общественные (протоколы собраний, производственные планы)
· Личные (дневники, письма, автобиографии)
Выдел 2 осн метода анализа док-тов:
1. Традиционный (классический)
2. Формализованный ( контент – анализ)
Традиционный:
-внешний – включает в себя анализ историч контекста док – та, усл его создания
- внутренний – предполаг исл-ия непосредствен содержания док-та, извлечение из него искомой инфо.
Контент – анализ – выраженный в виде определ слов или словосочетания
Особым методом соц исл-ия явл соц эксперимент. Здесь в контролир и управляем усл изуч влияние разлиных факторов на человеческое поведение.
Проведение эксперимента требует формирования экспериментальной и контрольной гр-п
Экспер гр-па – совокупность людей, котор поставлены в условия эксперимента
Контрольная гр-па – это совокупность людей, котор продолжают нах в обычных условиях.
В зав-ти от объ и пр-та исл-ия различают: экономические, социологические, правовые, психологич, экологич.
По хар-ру эксперемент сит: лабораторные (исл-ие , при котор эксперемент фактор введен в действие в созданной исл-м искуственной сит.п), полевые ( характериз тем, что воздействие эксперимент фактора на объ происходит в реальной соц сит. При сохр обычных характеристик и связей этого объ).
Полевые эксперименты:
- контролируемые – разновидность полевого эксперимента, в котор исл-ль имеет по возм – ти исччерпывающ опис факторов, составл соц объ, а также усл его функционир, а затем вводит в действие независимую переменную в кач-ве гипотетической причины, предполаг в буд изменений.
- в неконтролир или естественном полевом эксперименте исл-ль заранее не выбир и не подготавл независимую переменную и не вмешивается в ход событий.
По хар-ру объ и пр-та исл-ия и ос-тям примен процедур:
- реальный – осущ в сфере функционир соц объ, путем воздействия экспериментатора ч-з введ независ переменной в реально сущ ситуацию
- мысленный – проводится не в соц реальности, а в виде некотор воображ, часто математич модели на основе известной инфо об иследуемых явл и пр-сах
В зав-ти от специфики решения поставленной задачи:
- научные – ориентир на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей новые, но пока не доказанные научные данные
- прикладные – ориентированы на получение реального практич эффекта
По хар-ру логич структуры док-в исходных гипотез:
- паралельный – выдел экспериментал и контрол гр-па, а док-во гипотезы опир на сравнение состояний 2х иследуемых соц объектов в одном и том же временном отрезке.
- последовательный – обходится без специально выделенной контрольной гр-пы. Док – во исходной гип опир на сравнение 2х состояний ислед объ в разн время: до и после воздействия эксперемент фактора.
Пр-ма исл-ия – это изложение его теоретико – методологич предпосылок (общей концепции в соответствии с осн целями предприним работы и гипотез исл-ия с указанием процедур и последовательности операций для их проверки
Выдлел 2 типа исл-ия:
- теоретико-прикладные, цельь котор – содействие реш соц ролей, путем разработки нов подходов к их изучению, интерпритации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее
- прикладные или соц –инжинерные соц. исл-ия, направленные на практич реш., достаточно ясных очерченных соц проблем с тем, чтобы предлож конкретные способы действий в определ сроки в виде перечня рекомендаций либо более оформленного соц проекта, мероприятие котор в дальнейшем внедряются в практику.
В ИДЕАЛЬНОМ СЛУЧАЕ СТРУКТУРА ПР-МЫ ТЕОРЕТИКО – ПРИКЛАДНОГО ИСЛ-ИЯ ПРЕДПОЛАГ:
· ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
-титульный лист
-копия договора о проведении исл-ия
-техническое задание ( при наличии)
-краткая аннотация пр-мы исл-ия
-смета
· Методологический раздел:
-формулировка проблемы, опр объ и предмета
-определение цели и постановка задач исл-ия
- уточнение и интерпритация осн понятий
- предварит системн анализ объекта исл-ия
-развертывание рабочих гипотез.
· Процедурный
-принципиальный( стратегич план исл-ия)
-обоснование системы выборки единиц наблюдения
-набросок осн процедур сбора и аназиза исходн данных
· Кратк раб план
· Приложение (данные о выборке, методика исл-ия и прочее)
Проблема объ и пр-та исл-ия.
Можно выдел осн проблемы:
1. Гноселогическая
2. Предметная
Соц проблемы могут быть разл масштаба:
· На микро ур-не (гр-пы, отделы, предприятия)
· На мезо ур-не (регион, большие соц общности, общ институт)
· Макро ур-нь социоитальные ( на ур-не об-ва в целом)
· На глобальном ур – не (мир сообщества, м-н орг)
При формулировке проблемы рекоменд придерживаться след требований:
1. Стремиться к четкому разграничению м-у неизвестным и известн
2. Дифференцировать существенное и не существенное в отношении общ проблемы
3. Расчленять общ пр-му на составляющие ее частные проблемы по их приритетности для исл-ия
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объ исл-ия- той обл соц реальности (соц пр-сс, взаимоотнош, явл и пр), функционир котор порождает проблему и требует изуч
По мимо объ выдел предмент- наиб значимые с практической или теоретич точки зрения св-ва, стороны, ос-ти объекта, котор подлеж непосредствен изучению.
Определение целей и задач исл-ия
Цель исл-ия ориентир на его конечный рез-т – теоретико – познавательный или практически – прикладной – и тесно связана с формулировкой пр-та исл-ия
Задачи исл-ия формулир исходя из его гл цели и мб представлены в 3 видах:
1. Содержательный – как цели второго порядка, по сути вопр конкретизир цель на котр должен быть получ ответ в ходе исл-ия
2. Операциональные /программные, методич – как технические этапы реализации указанной цели
3. Дополнит – несвязанные с осн целью исл – ия, но важные с точки зрения проверки раб гипотез, реш методич вопр
Уточнение и интерпритация ключевых понятий
Уточнение ключ понятий предполаг 3 послед шага:
1. Теоретич интерпритация
2. Эмперическая
3. Операционализация понятий
Теоретич интерпритация понятия в основном происходит на этапе теоретич анализа проблемы и предполаг:
- выявление осн подходов, точек зрения к рассмотрению понятия и формулировке его определения
- ализ имеющихся в данных подходах определений, сопоставления возм – тей и ос-тей объяснения этих определений
-выбор наиб «подходящего» с точки зрения методологии определения
Эмперическая интерпритация – это поиск эмпироич значений этого понятия т.е перевод теоретич абстрактных хар-к явл в макс наблюд позволяющие быть зафиксированными в ходе исл-ия
Операционализация предполаг:
1. Выбор прямых показателей каждой из выделенных эмпирич хар-к:
Какими конкретными методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные св – ва.
2. Возм-но, но не обязат построение, так назыв, индексов или составных показателей, формируемых путем опедел комбинации частных показателей.
Системный анализ и моделир систем
1. Структурно – функциональная модель
2. Структурно – факторная моель – предполаг описание факторов, влияющих на объект изучения, тем самым позвол еще более уточнить структурно – функциональн ос- ти этого объ
3. Структурно – динамическая модель предполаг определение этапов развития объ, предварит ооценку изменений в ходе динамики структурно – функцион ос – тей объ и степеней влияния на него разл гр-п факторов
Т.о в рез-те системного анализа анкеты исл-ия формируется некоторая схема так назыв модель изучаемого явл. В рез – те изучаемый объ становится представленным в кач-ве гипотетич организованной системы
Выдвижение раб гипотез
Гипотеза представляет собой умозаключение если (…) то (…)
Классификация гипотез :
1. По степени общности предполож:
-гип основания (общие базовые предполож)
-гип следствия (выводится из гип основания, явл частными, раскрываая содержания терминов)
2. с точки зрения задач исл-ия:
-осн- раб на реализ осн задач исл- ия
- не основные – раб на реализ доп задач исл-ия
3. по степени реализ и обосноанности:
-первичные
-вторичные (выдвиг взамен первичных, если те опровергаются эмпирич данными)
4. по содержанию предположений о предметной обл проблемы:
- описательные ( ориентир на проверку предположений о существенных св-вах объ на осн котор возможновыделения и описания типов, видов, гр-п объ (классификац гип) и о хар- ре связей м-у отдельными эл-ми изучаемого объекта (структурнвые)
- объяснительные ( отнолс к предполож о степени тесноты корреляционных и причинно – следственных (каузальных) связей в изучаемых соц явл
Процедурный раздел
Выдел 4 типа стратегич плана исл-ия:
1. формулятивный (разведовательный) – применяется в случае, если об объ исл-ия имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Осн цель плана – выявление пр-м и формулировка гипотез на основе структуирования прд-та исл-ия. Формулятивный пплан следует отличать от пилотного этапа исл –ия ( проверка конкретных методов и процедур исл-ия).
2. Описательный ( дескриптивный) – используется в ситуации достаточности знаний об объекте исл-ия , что позволяет выдвигать описательные гипотезы. Цель плана – строгое описание качественно- количественных ос-тей соц структур, процессов и явл.
3. Аналитико – экперементальный – наиболее сильная стратегия исл-ия, применяется для выдвиж и подтверж объяснительных гипотез при условии достаточно высоких знаний об объекте.
4. Повторно – сравнительного исл-ия – применяется для определения характера динамики соц пр-сов. Выдел след разновидности повторн –сравнит исл-ий:
· Лонгитюдное – предпологает обследование одних и тех же объ (как правило конкретных людей) ч-з заданные (как правило, достаточно большие, напр 5-10 лет) интервалы времени
· Понельные –разновидность лонгитюдного исл-ия, когда изучаются ос-ти гр-пы одних и тех же объ ( людей, домохоз-в, организаций), но ч-з относительно небольшие промежутки времени (напр мнение электората0 до, вовремя и и после выбора.
· Трендовые – осущ путем обсл-ия генеральной совокупности на аналогичных (т.е собранных по един методике но не идентичных) выборках с определ интервалом во времени
Програмные требования к выборке
Исл-ия масштабных общностей часто предполагает обращение к выборочному методу, прежде всего, в силу его экономичности. Обращение к данному методу исл-ия предполаг оперирование 2мя весьма важными понятиями:
· генеральная совокупность – это совокупность относительно однородных по некотор качественным и количественным пр-кам объектов, подвергающихся наблюдению/изучению (насел страны, безработные г. Кирова, работники какой-либо орг и пр)
· выборочная совокупность – часть отобранных по некотор пр-кам объ генеральной совокупности. суть выборочного метода заключается в том, что по показателям небольшой, но выделенной по особой технологии части объ можно судить о св-вах этого объ в целом
Осн требования к выборке исл-ия:
· репрезентативности – означ, что по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соотв пропорциям в генеральной совокупности
· требования надежности выборки предполаг , что сущ мера подобия выборочной модели в структуре генеральной совокупности. Данная мера оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки также зависят от цели исл-ия. Выдел след ур-ни надежности рез-тов выборочного обсл-ия:
-повышенная ошибка выборки до 3%
-обыкновенная 3-10%
-приближенная 10-20%
-ориентировочная 20-40%
-прикидочная – более 40%
В основном в исл-иях заклад 5% ошибки выборки.
Ошибка выборки – показатель появления случайных статистических ошибок выбора по рез –там исл-ия ( погрешность выбора)
· требование достаточности объема выборки предполаг расчет мин допустимого объема выборки с учетом ошибки выборки ( ур-ня надежности) и доверительного интервала ( показателя репрезентотивности. Данный расчет осущ по спец формулам либо готовым таблицам
Объем выборки при заданном ур-не доверит интервала должен быть не менее чем Nk единиц наблюдения, где n – объем выборки, а k – кол-во. Чаще всего для сравнения используется подвыборки от 50-100 и более единиц.
Сущ 2 гр-пы выборок:
вероятностные ( реперезентативные, случайные) – равная возм-ть кажд эл-та генеральной совокупоности попасть в выборку.
Методы:
1. метод лотереи или жребия
2. систематичской (механической) выборки
3. стратифицированная многоступенчатая выборка
невероятностный – предполаг набор единиц в выборку по пр-пу отличного от случайного
2 вида неслуч отбора:
- направленный (целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) – метод типичн представителей, квотная выборка
- стихийные выборки формир произвольно , причем часто независимо от самого исл-ля
Методы стихийного отбора: опрос с помощью сми, выбор первого встречного, отбор себе подобных (ис ближайшего окружения, отбор желающих.
Омнибусные исл-ия – опрос целевых гр-п по нескольким темам одновременно.
Описание процедур сбора и анализа данных
В данном разделе пр-мы рекоменд представить краткую хар-ку всех методов, задействованных в исл-ии:
- Методы сбора данных
- Методы контроля кач-ва
- методы анализов сбора данных
- методы презентации рез-тов
Эмпирическое исл-ие предполаг процедуру измерения, т.е сравнение ее содержательных хар-к с некотор эталоном и получение их чилового выражения в определ масштабе или шкале. Сущ след виды шкал для одномерных измерений, т.е измерения некотор протяженности только в одном континууме св-в
- Номинальная школа – устанавливает отношение равенства м-у явлениями, котор включены в 1 класс, они явл самодостаточные
- Порядковая – представл собой упорядоченную шкалу наименований и устанавливает отношения равенства м-у явлениями в каждом классе и отношение в последовательности в понятиях больше и меньше м-у всеми без иск классами
- метрическая – шкала абсолютн оценок, отсчет в котор начинается с произвольной точки, либо с эксперементально установленного 0го пункта
Содержание социально- инженерного исследования
-Введение
-Методологический раздел – краткое научно – практич обоснование проблемы, осн понятия, и т.д
- методич – опис тип выборки, указ ее объем и методы сбора, кратко характериз методы сбора, анализа и презентации данны
- рабочий план исл-ия
Программа прикладного исл-ия - это краткий рабочий док-т объемом в неск машиннописных страниц. При реализ раб плана соц исл-ия рационально исп время исл-ия след образом:
1. разработка и написание пр-мы исл-ия, включ пробу методик и генеральный пилотаж – до 30 %
2. полевой этап – включающий сбор первичн данных, их подготовку для ввода в комп
3. период обработки и анализа данных, включая промежуточн научн отчеты по итогам предварит анализа
4. время на оформление итоговых отчетов и публикаций
Общие требования к програме соц исл-
1.Разработка пр-мы как пр иервого и важнейшего этапа – важнейшего этапа
2.Экплиципность – четкость, продуманность и ясность формулировок, всех ее эл-тов
3.Наличие строгой логики – обязательные последовательности всех эл-тов (методологического и процедурного разделов программы) и научной обоснованности д-ий исл-ля.
4.Гибкость пр-мы – стремление систематически обозревать все разделы пр-мы, по мере того, как обнар ошибки в каком-то отдельном звене и корректировать ошибки.
Социальные конфликты в мол среде.
1. Типология
2. Альтернативн модели рационализации конфликтов.
(1) Специфич мол конфликты – это высшая степень развития противоречий м-у об-вом как целым и молодежью как соц гр-пой в пр-се ее включения в соц структуру.
3 типа спец мол конф:
1. конф, связанные с возрастным неравенством соц статуса м-ж
2. к. вызван ос-тями взаимод-ия м-жи с институтами социализации
в наиб общем виде этот вид конфликтов проявл в несовпадении норматичвной структуры молодежного сознания и сущ институцион норм; сталкновении инновац ф-ий м-жи с консерватизмом институтов социализации; противоречии м-у способами реализации соц интересов и потребностей м-жи и институц мех –ми их соц регуляции в об-ве.
3. К. обусл субъкультурн ос-ми м-жи.
(2) Пр-п рационализма базируется на признании права разума регулировать взаимодействие чел-ка с природой и с др людьми. Приобретаемый в пр-се соц-ции рационализм предполаг преобретение мч толерантности как уважения мнения др, определение собственной позиции в отнош к окруж действительности, сп-ти корректировать собствен повед в соотв-ии с обществен нуждами. Эти кач-ва лежат в основе рационализации конфл, котор означ не только их преодаление, но и сознательное их исп-ие для развития взаимодействий конфликт сторон.
2 подхода к рационализ мол конфл:
· Стремление к объед, солидарности в пр-се преодаления возникшего противоречия
· Направленность на преобретение самостоятельности, нез-ти от противоположн стороны.
Эти подходы реализ по ср-вам моделей соц интеграции и соц дифференциации:
· Соц интеграция как форма рационализации конфликтов
2 осн формы:
1. Конформизм
2. Инновационная д-ть м-жи
· Соц дифференциация как форма рационализации конфликтов.
2 осн формы:
1. Связ со св-вом дифференц, с целью расшир соц пр-во усложняя их структуры и развивая соц отнош
2. Соц исключение
Проблемы девианьного поведения м-жи. Экстремизм в молодежной среде
[1] предписываемый