Анализ док-тов и эксперимент

Док-том в социологич исл-ии считается «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи инфо ( не включ пред-ты мат культуры и быта)

Классификация док-тов:

1.По способу фиксации инфо:

· Письменные

· В машинно читаемой форме

· Иконографические

· Фонетические

2. По форме изложения:

· Статистические (содержат данные, представленные в числовой форме, обычно систематизир и сведенные в табл, графики, схемы):

- оперативная (учетная или описательная, в котор включ статистика естественного движения населения, а также отраслевая статистика

- сводная или аналитич, котор обычно представлена в виде публикаций

3. По общей значимости

· Официальные

· Не офиц

· Общественные (протоколы собраний, производственные планы)

· Личные (дневники, письма, автобиографии)

Выдел 2 осн метода анализа док-тов:

1. Традиционный (классический)

2. Формализованный ( контент – анализ)

Традиционный:

-внешний – включает в себя анализ историч контекста док – та, усл его создания

- внутренний – предполаг исл-ия непосредствен содержания док-та, извлечение из него искомой инфо.

Контент – анализ – выраженный в виде определ слов или словосочетания

Особым методом соц исл-ия явл соц эксперимент. Здесь в контролир и управляем усл изуч влияние разлиных факторов на человеческое поведение.

Проведение эксперимента требует формирования экспериментальной и контрольной гр-п

Экспер гр-па – совокупность людей, котор поставлены в условия эксперимента

Контрольная гр-па – это совокупность людей, котор продолжают нах в обычных условиях.

В зав-ти от объ и пр-та исл-ия различают: экономические, социологические, правовые, психологич, экологич.

По хар-ру эксперемент сит: лабораторные (исл-ие , при котор эксперемент фактор введен в действие в созданной исл-м искуственной сит.п), полевые ( характериз тем, что воздействие эксперимент фактора на объ происходит в реальной соц сит. При сохр обычных характеристик и связей этого объ).

Полевые эксперименты:

- контролируемые – разновидность полевого эксперимента, в котор исл-ль имеет по возм – ти исччерпывающ опис факторов, составл соц объ, а также усл его функционир, а затем вводит в действие независимую переменную в кач-ве гипотетической причины, предполаг в буд изменений.

- в неконтролир или естественном полевом эксперименте исл-ль заранее не выбир и не подготавл независимую переменную и не вмешивается в ход событий.

По хар-ру объ и пр-та исл-ия и ос-тям примен процедур:

- реальный – осущ в сфере функционир соц объ, путем воздействия экспериментатора ч-з введ независ переменной в реально сущ ситуацию

- мысленный – проводится не в соц реальности, а в виде некотор воображ, часто математич модели на основе известной инфо об иследуемых явл и пр-сах

В зав-ти от специфики решения поставленной задачи:

- научные – ориентир на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей новые, но пока не доказанные научные данные

- прикладные – ориентированы на получение реального практич эффекта

По хар-ру логич структуры док-в исходных гипотез:

- паралельный – выдел экспериментал и контрол гр-па, а док-во гипотезы опир на сравнение состояний 2х иследуемых соц объектов в одном и том же временном отрезке.

- последовательный – обходится без специально выделенной контрольной гр-пы. Док – во исходной гип опир на сравнение 2х состояний ислед объ в разн время: до и после воздействия эксперемент фактора.

 

Пр-ма исл-ия – это изложение его теоретико – методологич предпосылок (общей концепции в соответствии с осн целями предприним работы и гипотез исл-ия с указанием процедур и последовательности операций для их проверки

Выдлел 2 типа исл-ия:

- теоретико-прикладные, цельь котор – содействие реш соц ролей, путем разработки нов подходов к их изучению, интерпритации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее

- прикладные или соц –инжинерные соц. исл-ия, направленные на практич реш., достаточно ясных очерченных соц проблем с тем, чтобы предлож конкретные способы действий в определ сроки в виде перечня рекомендаций либо более оформленного соц проекта, мероприятие котор в дальнейшем внедряются в практику.

В ИДЕАЛЬНОМ СЛУЧАЕ СТРУКТУРА ПР-МЫ ТЕОРЕТИКО – ПРИКЛАДНОГО ИСЛ-ИЯ ПРЕДПОЛАГ:

· ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

-титульный лист

-копия договора о проведении исл-ия

-техническое задание ( при наличии)

-краткая аннотация пр-мы исл-ия

-смета

· Методологический раздел:

-формулировка проблемы, опр объ и предмета

-определение цели и постановка задач исл-ия

- уточнение и интерпритация осн понятий

- предварит системн анализ объекта исл-ия

-развертывание рабочих гипотез.

· Процедурный

-принципиальный( стратегич план исл-ия)

-обоснование системы выборки единиц наблюдения

-набросок осн процедур сбора и аназиза исходн данных

· Кратк раб план

· Приложение (данные о выборке, методика исл-ия и прочее)

Проблема объ и пр-та исл-ия.

Можно выдел осн проблемы:

1. Гноселогическая

2. Предметная

Соц проблемы могут быть разл масштаба:

· На микро ур-не (гр-пы, отделы, предприятия)

· На мезо ур-не (регион, большие соц общности, общ институт)

· Макро ур-нь социоитальные ( на ур-не об-ва в целом)

· На глобальном ур – не (мир сообщества, м-н орг)

При формулировке проблемы рекоменд придерживаться след требований:

1. Стремиться к четкому разграничению м-у неизвестным и известн

2. Дифференцировать существенное и не существенное в отношении общ проблемы

3. Расчленять общ пр-му на составляющие ее частные проблемы по их приритетности для исл-ия

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объ исл-ия- той обл соц реальности (соц пр-сс, взаимоотнош, явл и пр), функционир котор порождает проблему и требует изуч

По мимо объ выдел предмент- наиб значимые с практической или теоретич точки зрения св-ва, стороны, ос-ти объекта, котор подлеж непосредствен изучению.

Определение целей и задач исл-ия

Цель исл-ия ориентир на его конечный рез-т – теоретико – познавательный или практически – прикладной – и тесно связана с формулировкой пр-та исл-ия

Задачи исл-ия формулир исходя из его гл цели и мб представлены в 3 видах:

1. Содержательный – как цели второго порядка, по сути вопр конкретизир цель на котр должен быть получ ответ в ходе исл-ия

2. Операциональные /программные, методич – как технические этапы реализации указанной цели

3. Дополнит – несвязанные с осн целью исл – ия, но важные с точки зрения проверки раб гипотез, реш методич вопр

Уточнение и интерпритация ключевых понятий

Уточнение ключ понятий предполаг 3 послед шага:

1. Теоретич интерпритация

2. Эмперическая

3. Операционализация понятий

Теоретич интерпритация понятия в основном происходит на этапе теоретич анализа проблемы и предполаг:

- выявление осн подходов, точек зрения к рассмотрению понятия и формулировке его определения

- ализ имеющихся в данных подходах определений, сопоставления возм – тей и ос-тей объяснения этих определений

-выбор наиб «подходящего» с точки зрения методологии определения

Эмперическая интерпритация – это поиск эмпироич значений этого понятия т.е перевод теоретич абстрактных хар-к явл в макс наблюд позволяющие быть зафиксированными в ходе исл-ия

Операционализация предполаг:

1. Выбор прямых показателей каждой из выделенных эмпирич хар-к:

Какими конкретными методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные св – ва.

2. Возм-но, но не обязат построение, так назыв, индексов или составных показателей, формируемых путем опедел комбинации частных показателей.

Системный анализ и моделир систем

1. Структурно – функциональная модель

2. Структурно – факторная моель – предполаг описание факторов, влияющих на объект изучения, тем самым позвол еще более уточнить структурно – функциональн ос- ти этого объ

3. Структурно – динамическая модель предполаг определение этапов развития объ, предварит ооценку изменений в ходе динамики структурно – функцион ос – тей объ и степеней влияния на него разл гр-п факторов

Т.о в рез-те системного анализа анкеты исл-ия формируется некоторая схема так назыв модель изучаемого явл. В рез – те изучаемый объ становится представленным в кач-ве гипотетич организованной системы

Выдвижение раб гипотез

Гипотеза представляет собой умозаключение если (…) то (…)

Классификация гипотез :

1. По степени общности предполож:

-гип основания (общие базовые предполож)

-гип следствия (выводится из гип основания, явл частными, раскрываая содержания терминов)

2. с точки зрения задач исл-ия:

-осн- раб на реализ осн задач исл- ия

- не основные – раб на реализ доп задач исл-ия

3. по степени реализ и обосноанности:

-первичные

-вторичные (выдвиг взамен первичных, если те опровергаются эмпирич данными)

4. по содержанию предположений о предметной обл проблемы:

- описательные ( ориентир на проверку предположений о существенных св-вах объ на осн котор возможновыделения и описания типов, видов, гр-п объ (классификац гип) и о хар- ре связей м-у отдельными эл-ми изучаемого объекта (структурнвые)

- объяснительные ( отнолс к предполож о степени тесноты корреляционных и причинно – следственных (каузальных) связей в изучаемых соц явл

 

Процедурный раздел

Выдел 4 типа стратегич плана исл-ия:

1. формулятивный (разведовательный) – применяется в случае, если об объ исл-ия имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Осн цель плана – выявление пр-м и формулировка гипотез на основе структуирования прд-та исл-ия. Формулятивный пплан следует отличать от пилотного этапа исл –ия ( проверка конкретных методов и процедур исл-ия).

2. Описательный ( дескриптивный) – используется в ситуации достаточности знаний об объекте исл-ия , что позволяет выдвигать описательные гипотезы. Цель плана – строгое описание качественно- количественных ос-тей соц структур, процессов и явл.

3. Аналитико – экперементальный – наиболее сильная стратегия исл-ия, применяется для выдвиж и подтверж объяснительных гипотез при условии достаточно высоких знаний об объекте.

4. Повторно – сравнительного исл-ия – применяется для определения характера динамики соц пр-сов. Выдел след разновидности повторн –сравнит исл-ий:

· Лонгитюдное – предпологает обследование одних и тех же объ (как правило конкретных людей) ч-з заданные (как правило, достаточно большие, напр 5-10 лет) интервалы времени

· Понельные –разновидность лонгитюдного исл-ия, когда изучаются ос-ти гр-пы одних и тех же объ ( людей, домохоз-в, организаций), но ч-з относительно небольшие промежутки времени (напр мнение электората0 до, вовремя и и после выбора.

· Трендовые – осущ путем обсл-ия генеральной совокупности на аналогичных (т.е собранных по един методике но не идентичных) выборках с определ интервалом во времени

Програмные требования к выборке

Исл-ия масштабных общностей часто предполагает обращение к выборочному методу, прежде всего, в силу его экономичности. Обращение к данному методу исл-ия предполаг оперирование 2мя весьма важными понятиями:

· генеральная совокупность – это совокупность относительно однородных по некотор качественным и количественным пр-кам объектов, подвергающихся наблюдению/изучению (насел страны, безработные г. Кирова, работники какой-либо орг и пр)

· выборочная совокупность – часть отобранных по некотор пр-кам объ генеральной совокупности. суть выборочного метода заключается в том, что по показателям небольшой, но выделенной по особой технологии части объ можно судить о св-вах этого объ в целом

Осн требования к выборке исл-ия:

· репрезентативности – означ, что по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соотв пропорциям в генеральной совокупности

· требования надежности выборки предполаг , что сущ мера подобия выборочной модели в структуре генеральной совокупности. Данная мера оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки также зависят от цели исл-ия. Выдел след ур-ни надежности рез-тов выборочного обсл-ия:

-повышенная ошибка выборки до 3%

-обыкновенная 3-10%

-приближенная 10-20%

-ориентировочная 20-40%

-прикидочная – более 40%

В основном в исл-иях заклад 5% ошибки выборки.

Ошибка выборки – показатель появления случайных статистических ошибок выбора по рез –там исл-ия ( погрешность выбора)

· требование достаточности объема выборки предполаг расчет мин допустимого объема выборки с учетом ошибки выборки ( ур-ня надежности) и доверительного интервала ( показателя репрезентотивности. Данный расчет осущ по спец формулам либо готовым таблицам

Объем выборки при заданном ур-не доверит интервала должен быть не менее чем Nk единиц наблюдения, где n – объем выборки, а k – кол-во. Чаще всего для сравнения используется подвыборки от 50-100 и более единиц.

Сущ 2 гр-пы выборок:

вероятностные ( реперезентативные, случайные) – равная возм-ть кажд эл-та генеральной совокупоности попасть в выборку.

Методы:

1. метод лотереи или жребия

2. систематичской (механической) выборки

3. стратифицированная многоступенчатая выборка

невероятностный – предполаг набор единиц в выборку по пр-пу отличного от случайного

2 вида неслуч отбора:

- направленный (целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) – метод типичн представителей, квотная выборка

- стихийные выборки формир произвольно , причем часто независимо от самого исл-ля

Методы стихийного отбора: опрос с помощью сми, выбор первого встречного, отбор себе подобных (ис ближайшего окружения, отбор желающих.

Омнибусные исл-ия – опрос целевых гр-п по нескольким темам одновременно.

Описание процедур сбора и анализа данных

В данном разделе пр-мы рекоменд представить краткую хар-ку всех методов, задействованных в исл-ии:

- Методы сбора данных

- Методы контроля кач-ва

- методы анализов сбора данных

- методы презентации рез-тов

Эмпирическое исл-ие предполаг процедуру измерения, т.е сравнение ее содержательных хар-к с некотор эталоном и получение их чилового выражения в определ масштабе или шкале. Сущ след виды шкал для одномерных измерений, т.е измерения некотор протяженности только в одном континууме св-в

- Номинальная школа – устанавливает отношение равенства м-у явлениями, котор включены в 1 класс, они явл самодостаточные

- Порядковая – представл собой упорядоченную шкалу наименований и устанавливает отношения равенства м-у явлениями в каждом классе и отношение в последовательности в понятиях больше и меньше м-у всеми без иск классами

- метрическая – шкала абсолютн оценок, отсчет в котор начинается с произвольной точки, либо с эксперементально установленного 0го пункта

Содержание социально- инженерного исследования

-Введение

-Методологический раздел – краткое научно – практич обоснование проблемы, осн понятия, и т.д

- методич – опис тип выборки, указ ее объем и методы сбора, кратко характериз методы сбора, анализа и презентации данны

- рабочий план исл-ия

Программа прикладного исл-ия - это краткий рабочий док-т объемом в неск машиннописных страниц. При реализ раб плана соц исл-ия рационально исп время исл-ия след образом:

1. разработка и написание пр-мы исл-ия, включ пробу методик и генеральный пилотаж – до 30 %

2. полевой этап – включающий сбор первичн данных, их подготовку для ввода в комп

3. период обработки и анализа данных, включая промежуточн научн отчеты по итогам предварит анализа

4. время на оформление итоговых отчетов и публикаций

Общие требования к програме соц исл-

1.Разработка пр-мы как пр иервого и важнейшего этапа – важнейшего этапа

2.Экплиципность – четкость, продуманность и ясность формулировок, всех ее эл-тов

3.Наличие строгой логики – обязательные последовательности всех эл-тов (методологического и процедурного разделов программы) и научной обоснованности д-ий исл-ля.

4.Гибкость пр-мы – стремление систематически обозревать все разделы пр-мы, по мере того, как обнар ошибки в каком-то отдельном звене и корректировать ошибки.

Социальные конфликты в мол среде.

1. Типология

2. Альтернативн модели рационализации конфликтов.

(1) Специфич мол конфликты – это высшая степень развития противоречий м-у об-вом как целым и молодежью как соц гр-пой в пр-се ее включения в соц структуру.

3 типа спец мол конф:

1. конф, связанные с возрастным неравенством соц статуса м-ж

2. к. вызван ос-тями взаимод-ия м-жи с институтами социализации

в наиб общем виде этот вид конфликтов проявл в несовпадении норматичвной структуры молодежного сознания и сущ институцион норм; сталкновении инновац ф-ий м-жи с консерватизмом институтов социализации; противоречии м-у способами реализации соц интересов и потребностей м-жи и институц мех –ми их соц регуляции в об-ве.

3. К. обусл субъкультурн ос-ми м-жи.

(2) Пр-п рационализма базируется на признании права разума регулировать взаимодействие чел-ка с природой и с др людьми. Приобретаемый в пр-се соц-ции рационализм предполаг преобретение мч толерантности как уважения мнения др, определение собственной позиции в отнош к окруж действительности, сп-ти корректировать собствен повед в соотв-ии с обществен нуждами. Эти кач-ва лежат в основе рационализации конфл, котор означ не только их преодаление, но и сознательное их исп-ие для развития взаимодействий конфликт сторон.

2 подхода к рационализ мол конфл:

· Стремление к объед, солидарности в пр-се преодаления возникшего противоречия

· Направленность на преобретение самостоятельности, нез-ти от противоположн стороны.

Эти подходы реализ по ср-вам моделей соц интеграции и соц дифференциации:

· Соц интеграция как форма рационализации конфликтов

2 осн формы:

1. Конформизм

2. Инновационная д-ть м-жи

· Соц дифференциация как форма рационализации конфликтов.

2 осн формы:

1. Связ со св-вом дифференц, с целью расшир соц пр-во усложняя их структуры и развивая соц отнош

2. Соц исключение

 

 

Проблемы девианьного поведения м-жи. Экстремизм в молодежной среде


[1] предписываемый