Основные функции фирмы
Предприятие является экономическим субъектом. Подфункцией экономического субъекта в общем смысле понимается конкретный вид систематически осуществляемого обмена материальными или символическими благами данного субъекта с другими, внешними для него субъектами. Современная неоклассическая теория считает, что основной ее функцией являетсяпроизводственная функция, т.е. производство товаров, предназначенных для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей из имеющихся или привлекаемых ресурсов. Второй -ценообразовательной функцией -установление цен на свою продукцию, третья -спросовая функция, связанная с привлечением трудовых, материальных и финансовых ресурсов для использования их на предприятии. Практически на уровне предприятия эта функция проявляется в маркетингово- реализационной функции, когда предприятие доводит свою продукцию до потребителя. Прибыль рассматривается как форма результативности, успешности функционирования фирмы. В последнее время в неоклассической теории выдвигается наряду с главной функцией функция максимизации прибыли для предприятия в целом, показатели выручки, дохода на одного работающего, дохода акционера и т.д.
В институциональной теории на первый план выдвигаетсяконтрактная функция предприятия (фирмы), т.е. деятельность, связанная с заключением внутренних и внешних контрактов. Институциональный метод анализа исследует фирму в отличие от неоклассического подхода, прежде всего, изнутри, через систему экономических отношений, которые формируются через соглашения (контракты) между работниками, управляющими, собственниками. Таким образом, в современной неоинституциональной теории подфирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
Контракт как юридическая форма, в которую облекаются отношения равноправных участников, призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации, поскольку любой контракт направлен на то, чтобы установить зоны предсказуемости.
Рассматривая контрактные отношения как основную функцию фирмы далее в неоинституциональной теории рассматривается вопрос о развитии других функций фирмы для согласования всех видов ее деятельности не только внутри, но и с внешней средой (другими хозяйствующими субъектами их работниками, государством и его различными системами и институтами). В этом проявляется и раскрываетсяполифункциональность предприятия. Отмечается целыйряд функций (по Г. В. Клейнеру):производственная (производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики);реализационно-маркетинговая (маркетинг и реализация произведенной продукции);ресурсно-спросовая (спрос на трудовые, материальные ресурсы, информационные, технологии и способы организации производства);финансово-инвестиционная; бюджетно-налоговая, градообразующая (участие в социально-экономическом развитии местности);социальная; информационно-познавательная (изучение ресурсных и товарных рынков, технологий) и т.п.