Основные функции фирмы

 

Предприятие является экономическим субъектом. Подфункци­ей экономического субъекта в общем смысле понимается конкретный вид систематически осуществляемого обмена материальными или символическими благами данного субъекта с другими, внешними для него субъектами. Современная неоклассическая теория считает, что основной ее функцией являетсяпроизводственная функция, т.е. производство товаров, предназначенных для удовлетворения внеш­них относительно предприятия потребностей из имеющихся или при­влекаемых ресурсов. Второй -ценообразовательной функцией -установление цен на свою продукцию, третья -спросовая функция, связанная с привлечением трудовых, материальных и финансовых ресурсов для использования их на предприятии. Практически на уровне предприятия эта функция проявляется в маркетингово- реализационной функции, когда предприятие доводит свою продук­цию до потребителя. Прибыль рассматривается как форма результа­тивности, успешности функционирования фирмы. В последнее время в неоклассической теории выдвигается наряду с главной функцией функция максимизации прибыли для предприятия в целом, показате­ли выручки, дохода на одного работающего, дохода акционера и т.д.

В институциональной теории на первый план выдвигаетсякон­трактная функция предприятия (фирмы), т.е. деятельность, связан­ная с заключением внутренних и внешних контрактов. Институцио­нальный метод анализа исследует фирму в отличие от неоклассиче­ского подхода, прежде всего, изнутри, через систему экономических отношений, которые формируются через соглашения (контракты) между работниками, управляющими, собственниками. Таким обра­зом, в современной неоинституциональной теории подфирмой по­нимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается мини­мизация трансакционных издержек.

Контракт как юридическая форма, в которую облекаются отноше­ния равноправных участников, призван повысить общую эффектив­ность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации, поскольку любой кон­тракт направлен на то, чтобы установить зоны предсказуемости.

Рассматривая контрактные отношения как основную функцию фирмы далее в неоинституциональной теории рассматривается вопрос о развитии других функций фирмы для согласования всех видов ее дея­тельности не только внутри, но и с внешней средой (другими хозяйст­вующими субъектами их работниками, государством и его различными системами и институтами). В этом проявляется и раскрываетсяполи­функциональность предприятия. Отмечается целыйряд функций (по Г. В. Клейнеру):производственная (производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики);реализационно-маркетинговая (маркетинг и реализация произведенной продукции);ресурсно-спросовая (спрос на трудовые, материальные ресурсы, информацион­ные, технологии и способы организации производства);финансово-ин­вестиционная; бюджетно-налоговая, градообразующая (участие в со­циально-экономическом развитии местности);социальная; информа­ционно-познавательная (изучение ресурсных и товарных рынков, тех­нологий) и т.п.