Для легковых автомобилей

СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

 

При движении автомобиля его корпус перемещает частицы воздуха, на что расходуется часть мощности двигателя. Для упрощения расчетов элементарные силы сопротивления воздуха, распределяемые по всей поверхности автомобиля, заменяют сосредоточенной силой сопротивления воздуха Pw. Точку приложения силы Pw называют центром парусности автомобиля. В практических тяговых расчетах обычно принимают высоту центра парусности, совпадающей с высотой центра тяжести машины, а направление действия Pw параллельно пути. Экспериментально установлено, что сила Pw равна:

Pw=Kw∙Fw∙υ2a , (26)

где Kw – коэффициент сопротивления воздуха (обтекаемости), зависящий от формы и качества отделки поверхности автомобиля, Н∙с24. У современных автомобилей Kw равен: гоночные -0,15…0,20; легковые -0,20…0,35; автобусы -0,35…0,55; грузовые - 0.60…0.70; автопоезда - 0,85…0,95.

Fw – лобовая площадь автомобиля, м2.

Коэффициент обтекаемости Kw численно равен силе сопротивления воздуха в Н, создаваемой одним м2 лобовой площади автомобиля, при его движении со скоростью 1 м/с.

Лобовой площадью Fw автомобиля называется площадь его проекции на плоскость, перпендикулярную к продольной оси автомобиля. Определить точное значение лобовой площади довольно трудно, т.к. для этого нужно произвести обмер автомобиля и вычертить его наружный контур. Поэтому пользуются приближенной формулой:

Fw=B∙Ha , (27)

где B – ширина колеи, м;

Ha – наибольшая высота автомобиля, м.

Fw=0.78∙Ba∙Ha , (28)

где Ba – наибольшая ширина автомобиля, м.

Произведение KwFw называют фактором обтекаемости и обозначают буквой W:

W=KwFw (29)

Мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха:

Nw=Pw∙υa/1000=W∙υ3a / 1000 (30)

Равенства (26) и (30) справедливы при движении автомобиля в неподвижной воздушной среде. При наличии встречного или попутного ветра в них вместо абсолютной скорости υa следует учитывать скорость автомобиля относительно движущегося воздуха: Pw=W(υa±υw)2 , (31)

где υw – скорость ветра в м/с, (+)– встречный, (-) – попутный.

Следует отметить, что вводить в тяговые расчеты силу Pw имеет смысл только при относительно высокой скорости движения υa>20..25 км/ч (5,5…7,0 м/с).

СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ, СОЗДАВАЕМАЯ

ПРИЦЕПАМИ (сила тяги на крюке)

Сопротивление Pкр, создаваемое прицепами, волочением деревьев или какими-либо рабочими орудиями определяется зависимостью:

Pкр = ѓпр∙Gпр∙Cosα Gпр∙Sinα , (32)

где Gпр – полный вес прицепа с грузом;

ѓпр – коэффициент сопротивления качению прицепа, зависящий от типа и состояния пути, а также конструкции ходовой системы.;

α – угол подъема (уклона).

Силу тяги на крюке обычно измеряют динамометром. Чтобы связать силу тяги на крюке с мощностью на ободе колеса (ведущей звездочке у гусеничных машин) и далее с мощностью на валу двигателя, пользуются зависимостью:

Pкр = 1000Ne∙ηтр∙ηг / υа - ѓGаCosα iGа , (33)

где Gа - вес автомобиля (трактора);

ηтр - КПД трансмиссии; ηг - КПД гусеницы;

i = tgα ≈ Sinα – подъем (уклон) пути.

Зависимость (33) выражает силу тяги на крюке в функции мощности двигателя на прямых участках пути при установившемся движении с постоянной скоростью. Из равенства (33) следует: сила тяги на крюке тем меньше, чем больше υа и чем больше второе слагаемое правой части - суммарное сопротивление дороги. Когда Gа(ѓ∙Cosα±i) станет равным 1000Ne∙ηтр∙ηга , сила тяги Pкр будет равна нулю. При вычислении касательной силы тяги Pк следует учитывать, что

 
 

сила тяги на крюке Pкр меньше силы тяги Pк на величину суммы сопротивлений движения самого трактора Gа(ѓ∙Cosα±i), т.е.

Pкр = Pк - Gа(ƒ∙Cosα±i) (34)

 

 

Рисунок 3 Схема сил, действующих на волочающуюся часть пачки деревьев (хлыстов)

 

При работе на горизонтальном участке пути при установившемся движении

Pкр=Pк - ѓ∙Gа (35)

Несколько иная методика определения Ркр для трелевочных машин.

Определим силу тяги на крюке трелевочного трактора, движущегося равномерно на подъем с пачкой. Для этого рассмотрим равновесие волочащейся части пачки. На волочащуюся часть пачки (рисунок 3) действуют силы:

· Pкр – сила натяжения троса;

· N – нормальная реакция грунта;

· Gпгр – вес волочащейся части деревьев.

· F – сила сопротивления волочению.

Спроектируем все силы соответственно на оси Z и X:

ΣZ=N-GпгрCosα + PкрSinβ=0 (36)

ΣX=PкрCosβ-GпгрSinα - F=0 (37)

Из равенства (36) следует:

N=GпгрCosα-PкрSinβ (38)

а сила сопротивления волочению определится: F=ѓвол∙N (39)

Решая равенство (37) с учетом равенств (38) и (39) относительно Pкр получим:

Pкр=Gпгр(Sinα+ѓвол∙Cosα) / (Cosβ+ѓвол∙Sinβ) (40)