Неоинституциональная теория фирмы. Теория фирмы Р. Коуза
Одним из основных неотъемлемых элементов современного рыночного хозяйства является фирма. Именно в ней производятся нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, вырабатываются оптимальные способы организации хозяйственной деятельности, идет поиск новых возможностей для бизнеса и в целом для экономики.Под фирмой понимается субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической свободой. В английском языке различаются понятия «фирма» и «предприятие». Предприятие - это учреждение в форме завода, магазина и т.д., которое выполняет одну из функций по производству и реализации товаров и услуг.Фирма или компания - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. В российской литературе и законах понятия «фирма» и «предприятие» отождествляются. В экономической науке существует ряд подходов к теоретическому описанию фирмы, каждый из которых акцентирует внимание на определенных аспектах деятельности, не включая в сферу изучения других.
По неоклассической теории причина возникновения фирмы связана с развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост предпринимательства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы. Предприниматель приобретает ресурсы на рынке, преобразует их и превращает в товар. Следовательно, фирмой можно назвать обособленную экономическую единицу, функционирование которой не связано с личными потребностями предпринимателя. Фирма приобретает производственные факторы, преобразует их на основе технологий и продает продукты. Однако неоклассическая теория не дает анализа проблем внутренней организации фирмы, проблем корпоративного контроля, взаимоотношения менеджеров, собственников и рыночной среды и т.д.
В работе Р. Коуза «Природа фирмы» изложены новые подходы к поведению фирмы, построенные на учете производственной ее функциине на условии максимизации прибыли, а на объяснении возникновения фирмы как организации, где индивиды подчиняют свои действия единой централизованной воле, призванной обеспечить реализацию общих интересов. В этом состояло главное отличие, как считал Р. Коуз, в институциональной теории от неоклассической теории фирмы. Он подчеркнул, что в условиях развитой рыночной экономики возникновение фирмы в виде компаний выступает выражением нового факта ее существования, когда вытесняется стихийный ценовой механизм ее регулирования и замещается координацией деятельности экономических субъектов сознательным регулированием. Образование фирмы им было обосновано необходимостью снижения трансакционных издержек, осуществления деятельности на основе контрактов и при спецификации прав собственности. Р. Коуз утверждает, что в рамках фирмы уменьшаются издержки на поиск информации, спецификацию прав собственности, связанные с заключением контрактов и контролем за их осуществлением. Фирма позволяет упорядочить действия индивидов, распределить риски и снизить последствия неопределенности окружающей среды. Новый подход к образованию фирм был обоснован неоинституциональной экономикой при анализе их функций.