СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОДЪЕМУ

Автомобильная дорога состоит из чередующихся между собой подъемов и спусков и редко имеет горизонтальные участки большой длины. Крутизну подъемов характеризуют величиной угла α в градусах или величиной уклона дороги i, который представляет собой отношение превышения H к длине участка S. Разложим вес автомобиля, преодолевающего подъем с углом α, на две составляющие: на силу Ga∙sinα , параллельную дороге, и силу Ga∙cosα , перпендикулярную ей- рисунок 2. Силу Ga∙sinα называют силой сопротивления подъему и обозначают – Pi. На автодорогах с твердым покрытием углы подъема невелики и не превышают 4о..5о. Для таких углов можно принять, что 1/100 доля уклона соответствует 35΄ угла α. При этом уклон i = tgα ≈ sinα , тогда сила

Pi = Ga∙sinα ≈ i∙Ga ≈ Ga tgα (24)

Мощность затрачиваемая на преодоление автомобилями подъема равна:

Ni=Pi∙υ/1000 (25) При движении на спуске сила Pi направлена в сторону движения и является движущей силой. Поэтому угол α и уклон дороги i считают положительными в случае движения автомобиля на подъем и отрицательными – при его движении на спуске.

Рисунок 2 Силы и моменты, действующие на лесотранспортную машину