ОБРАЗОВАНИЕ СИЛЫ ТЯГИ НА ОБОДЕ КОЛЕСА

 

Как было отмечено выше тяговая сила Pк – это отношение момента на полуосях к радиусу ведущих колес при их равномерном вращении. Следовательно, Pк является окружной силой, величина которой не учитывает внутренние потери в шинах ведущих колес. При качении нагруженного ведомого колеса его шина деформируется и эпюра (экспериментальная) нормальных реакций в пятне контакта шины с твердой поверхностью дороги выглядит примерно так – Рисунок 1-а. Реакция Z смещена вперед и создает момент сопротивления качению:

           
     
 
 

a∙Z = Mѓ (9)

а ) б ) в )

Рисунок 1 Схема сил и моментов,действующих на колесо автомобиля: а - эпюра нормальных реакций дороги; б - качение ведомого колеса; в - качение ведущего колеса по твердой поверхности

 

Перенеся силу Z под ось колеса получим схему сил и моментов действующих на
ведомое колесо – Рисунок 1-б. Сила P, толкающая ось колеса, стремится сдвинуть его вперед. Этому препятствует сила трения (или сцепления) X, и под воздействием момента P∙rд=Mѓ происходит равномерное качение ведомого колеса. Из схемы на рисунке 1-б видно, что Zк=Gк, тогда

P=Gк(a/rд) (10)

Следовательно, для равномерного качения ведомого колеса к его оси должна быть приложена толкающая сила P, пропорциональная нагрузке на колесо. Коэффициент пропорциональности между ними (a/rд) называется коэффициентом сопротивления качению ѓ.

Тогда P=Gк∙ѓ (11)

Условно эту силу называют силой сопротивления качению колеса и обозначают Pѓк. При рассмотрении качения ведущего колеса также перенесем равнодействующую нормальных реакций грунта Z под ось колеса, получим схему – Рисунок 1-в.

Rк – реакция рамы на ведущее колесо;Mк – крутящий момент на ободе колеса. Момент сопротивления качению Mѓ=Zк∙a ;

Zк и Xк – равнодействующие нормальных и касательных реакций грунта.

Взяв сумму моментов относительно оси (точка О на рисунке 1-в), можем определить касательную реакцию грунта.

Xк=(Mк-Mѓ)/rд=Mк/rд-Mѓ/rд (12)

Первое слагаемое равенства (12) Mк/rд – окружная сила на ободе колеса, которую называют полной касательной силой и обозначают Pк:

Pк=Mк/rд=Mе∙iтр∙ηтр/rд (13)

Второе слагаемое, по аналогии с ведомым колесом (равенство 11) условно называют силой сопротивления качению ведущего колеса:

Pѓк=Mѓ/rд=ѓ∙Zк=ѓ∙Gк (14)

С учетом равенств (12), (13) и (14) можем записать:

Xк=Pк - Pѓк (15)

Следовательно, касательная реакция ведущего колеса Xк (свободная сила тяги ведущего колеса) определяется разностью полной касательной силы тяги Pк и той ее части, которая идет на преодоление момента сопротивления качению самого ведущего колеса. В теории автомобиля принимают коэффициенты ѓ для ведомых и ведущих колес одинаковыми, силы сопротивления качению всех ведомых и ведущих колес объединяют в общую силу сопротивления качению Pѓ, которая определяется:

Pѓ=ѓ(Z1+Z2)=ѓ∙Gа , (16)

где Gа – вес автомобиля, с приходящейся на него нагрузкой (равной грузоподъемности).

Кроме того, касательные силы тяги всех ведущих колес объединяют в одну общую силу Pк.

Максимальная величина полной касательной силы тяги ограничена максимальными значениями момента двигателя и передаточного числа трансмиссии. Вместе с тем предельное значение тяговой силы ограничено сцеплением шин (гусениц) с дорогой.

Максимальное значение силы тяги по сцеплению с грунтом определяется:

Pсц=φ∙Gсц , (17)

где φ – коэффициент сцепления движителя с грунтом;

Gсц – сцепной вес, равный сумме нормальных реакций дороги приходящихся на ведущие колеса машины. Коэффициент φ – численно равен отношению силы, вызывающей равномерное скольжение колеса, к нормальной реакции дороги и зависит от многих факторов: высоты и формы почвозацепов гусеницы или протектора шин, глубины их врезания в грунт, удельного давления, сопротивления грунта сдвигу, смятию и др. Таким образом, следует различать силу тяги по двигателю Pк, и силу тяги по сцеплению - Pсц.

Если Pк < Pсц , то ведущее колесо катится без буксования.

Если Pк > Pсц , то ведущее колесо буксует или движется с пробуксовкой.