Цели и задачи экологического маркетинга
Маркетинг – это вид деятельности по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров, с помощью которого наилучшим образом достигаются цели предприятия и удовлетворяются потребности потребителей.
Цель маркетинга – во-первых, всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей избранного сегмента рынка, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции; во-вторых, активное воздействие на существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Система маркетинга предполагает решение задач:
ü комплексное изучение рынка,
ü выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей,
ü формирование потенциального спроса и потребностей*,
ü планирование товарного ассортимента и цен,
ü разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса,
ü планирование и осуществление сбыта,
ü разработка мер по усовершенствованию управления и организации производства.
Подцели маркетинга:
· аналитическая функция – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия.
· *стимулирование спроса – означает активизацию у потребителей стремления приобретать то, что предлагает фирма. С помощью дизайна, рекламы.
· *содействие развитию спроса – состоит в том, что фирма делает свой товар легкодоступным физически. Через разветвленную торговую сеть, по условиям предоставления кредитов и т.д.
· *регулирование спроса. Осуществляется при его сезонных колебаниях.
· производственная функция – организация производства новых товаров, разработка новых технологий, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товаров,
· сбытовая функция – организация системы товародвижения, сервиса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой продукции,
· функция управления и контроля – информационное обеспечение управления маркетингом через организацию системы коммуникаций.
Впервые вопросы экономики, организации и управления производством были связаны с вопросами экологии в начале 70-х годов. В 1972г. была создана программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся:
· здоровье человека,
· охрана земель и пресных вод,
· защита мирового океана,
· охрана животных и генетических ресурсов,
· энергетические ресурсы,
· образование,
· торговля, экономика, технология.
Совместными усилиями членов международного сообщества были сформулированы 16 принципов, которыми рекомендовано руководствоваться предприятиям относительно ООС (Хартия Торгово-промышленной палаты «Бизнес и окружающая среда). Все они построены таким образом, чтобы усилить ответственность производственного сектора за изменения в ОС и поддержать инициативы предприятий, направленные на внедрение эффективных систем экологического менеджмента.
Изменения в подходах к менеджменту обусловили изменения в подходах к маркетинговой деятельности. Для формирования добровольных экологических инициатив предприятий, разработки концепции экологически чистого производства, утилизации отходов, необходимо модифицировать систему маркетинга и его инструменты с учетом экологического фактора.
В настоящее время существует несколько определений экологического («зеленого», ориентированного на ОС) маркетинга:
I. Экологический маркетинг – особый вид деятельности человека, направленный на удовлетворение потребностей путем обмена, который не нарушает экологического равновесия ОПС и не воздействует на состояние здоровья общества.
II. Экологический маркетинг – общая направленность маркетинговых стратегий и инструментов, которая состоит в улучшении природных условий существования людей, животных, растений, снижения нагрузки на ОПС и поддержку требований потребителей, ориентированных на «зеленую» продукцию.
III. Экологический маркетинг – хозяйственная деятельность предприятия, направленная на производство экологически ориентированной продукции, формирование спроса на эту продукцию, приведение всех ресурсов предприятия в соответствие к требованиям и возможностям рынка для получения прибыли без нанесения вреда окружающей среде.
IV. Экологический маркетинг – усилия предприятий, которые направлены на удовлетворение потребностей потребителей в продукции, которая изготавливается с менее вредным воздействием на окружающую среду; продолжение ее жизненного цикла и пропаганда этих усилий в направлении увеличения продажи, прибыли предприятия.
V. Экологический маркетинг – это не только обеспечение максимального увеличения потребления, расширение потребительского выбора, удовлетворение потребностей и максимального увеличения качества жизни, а также – поддержка стойкого, сбалансированного развития территорий и сбережения высокого качества окружающей среды.
Формирование экологических потребностей и, соответственно, спроса на экологически чистую продукцию – основная цель экологического маркетинга.
Задачи экологического маркетинга:
Ø формирование на рынке экологически осознанных потребностей,
Ø приспособление производства к условиям рынка и создание условий для сохранения ОС,
Ø разработка конкурентоспособной, экологически чистой продукции,
Ø интенсификация сбыта экологически чистой продукции,
Ø получение дополнительной прибыли за счет экологизации производства.