Цели и задачи экологического маркетинга

Маркетинг – это вид деятельности по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров, с помощью которого наилучшим образом достигаются цели предприятия и удовлетворяются потребности потребителей.

Цель маркетинга – во-первых, всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей избранного сегмента рынка, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции; во-вторых, активное воздействие на существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Система маркетинга предполагает решение задач:

ü комплексное изучение рынка,

ü выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей,

ü формирование потенциального спроса и потребностей*,

ü планирование товарного ассортимента и цен,

ü разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса,

ü планирование и осуществление сбыта,

ü разработка мер по усовершенствованию управления и организации производства.

Подцели маркетинга:

· аналитическая функция – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия.

· *стимулирование спроса – означает активизацию у потребителей стремления приобретать то, что предлагает фирма. С помощью дизайна, рекламы.

· *содействие развитию спроса – состоит в том, что фирма делает свой товар легкодоступным физически. Через разветвленную торговую сеть, по условиям предоставления кредитов и т.д.

· *регулирование спроса. Осуществляется при его сезонных колебаниях.

· производственная функция – организация производства новых товаров, разработка новых технологий, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товаров,

· сбытовая функция – организация системы товародвижения, сервиса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой продукции,

· функция управления и контроля – информационное обеспечение управления маркетингом через организацию системы коммуникаций.

Впервые вопросы экономики, организации и управления производством были связаны с вопросами экологии в начале 70-х годов. В 1972г. была создана программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся:

· здоровье человека,

· охрана земель и пресных вод,

· защита мирового океана,

· охрана животных и генетических ресурсов,

· энергетические ресурсы,

· образование,

· торговля, экономика, технология.

Совместными усилиями членов международного сообщества были сформулированы 16 принципов, которыми рекомендовано руководствоваться предприятиям относительно ООС (Хартия Торгово-промышленной палаты «Бизнес и окружающая среда). Все они построены таким образом, чтобы усилить ответственность производственного сектора за изменения в ОС и поддержать инициативы предприятий, направленные на внедрение эффективных систем экологического менеджмента.

Изменения в подходах к менеджменту обусловили изменения в подходах к маркетинговой деятельности. Для формирования добровольных экологических инициатив предприятий, разработки концепции экологически чистого производства, утилизации отходов, необходимо модифицировать систему маркетинга и его инструменты с учетом экологического фактора.

В настоящее время существует несколько определений экологического («зеленого», ориентированного на ОС) маркетинга:

I. Экологический маркетинг – особый вид деятельности человека, направленный на удовлетворение потребностей путем обмена, который не нарушает экологического равновесия ОПС и не воздействует на состояние здоровья общества.

II. Экологический маркетинг – общая направленность маркетинговых стратегий и инструментов, которая состоит в улучшении природных условий существования людей, животных, растений, снижения нагрузки на ОПС и поддержку требований потребителей, ориентированных на «зеленую» продукцию.

III. Экологический маркетинг – хозяйственная деятельность предприятия, направленная на производство экологически ориентированной продукции, формирование спроса на эту продукцию, приведение всех ресурсов предприятия в соответствие к требованиям и возможностям рынка для получения прибыли без нанесения вреда окружающей среде.

IV. Экологический маркетинг – усилия предприятий, которые направлены на удовлетворение потребностей потребителей в продукции, которая изготавливается с менее вредным воздействием на окружающую среду; продолжение ее жизненного цикла и пропаганда этих усилий в направлении увеличения продажи, прибыли предприятия.

V. Экологический маркетинг – это не только обеспечение максимального увеличения потребления, расширение потребительского выбора, удовлетворение потребностей и максимального увеличения качества жизни, а также – поддержка стойкого, сбалансированного развития территорий и сбережения высокого качества окружающей среды.

Формирование экологических потребностей и, соответственно, спроса на экологически чистую продукцию – основная цель экологического маркетинга.

Задачи экологического маркетинга:

Ø формирование на рынке экологически осознанных потребностей,

Ø приспособление производства к условиям рынка и создание условий для сохранения ОС,

Ø разработка конкурентоспособной, экологически чистой продукции,

Ø интенсификация сбыта экологически чистой продукции,

Ø получение дополнительной прибыли за счет экологизации производства.