Вопрос 12 Эмоции и чувства

N способ удовлетворения

N сила

N периодичность возникновения

Потребности

Классификация мотивов и потребностей

N Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия

N В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей

N Мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева

N потребности в самоактуализации

N эстетические потребности,

N познавательные потребности,

N потребности уважения (почитания),

N потребности в принадлежности и любви,

N потребности в безопасности,

N физиологические (органические) потребности,

Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу

У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

n а) характер участия в деятель­ности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

n б) время (протяженность) обусловливания де­ятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

n в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону);

n г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколич­ные мотивы, по Л.И. Божович);

n д) определенный вид деятельно­сти. например учебная мотивация, и др.

n Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах

Основные характеристики человеческих потребностей:

n предметное содержание

n 1) Биологические – призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека (потребность в экономии сил → побуждение искать наиболее легкий путь к достижению своей цели). Вызывают материальную (производственную) деятельность людей.

n 2) Социальные – потребность относиться к соц. группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Вызывают социально-политическую деятельность.

n 3) Идеальные – потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Вызывают духовную деятельность

n Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственной реакции человека (и животных) на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

n Формы проявления эмоций:

n - субъективные переживания той или иной модальности и интенсивности;

n - специфические двигательные реакции;