Вопрос 12 Эмоции и чувства
N способ удовлетворения
N сила
N периодичность возникновения
Потребности
Классификация мотивов и потребностей
N Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия
N В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей
N Мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности
Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева
N потребности в самоактуализации
N эстетические потребности,
N познавательные потребности,
N потребности уважения (почитания),
N потребности в принадлежности и любви,
N потребности в безопасности,
N физиологические (органические) потребности,
Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу
У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
n а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);
n б) время (протяженность) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);
n в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону);
n г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);
n д) определенный вид деятельности. например учебная мотивация, и др.
n Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах
Основные характеристики человеческих потребностей:
n предметное содержание
n 1) Биологические – призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека (потребность в экономии сил → побуждение искать наиболее легкий путь к достижению своей цели). Вызывают материальную (производственную) деятельность людей.
n 2) Социальные – потребность относиться к соц. группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Вызывают социально-политическую деятельность.
n 3) Идеальные – потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Вызывают духовную деятельность
n Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственной реакции человека (и животных) на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
n Формы проявления эмоций:
n - субъективные переживания той или иной модальности и интенсивности;
n - специфические двигательные реакции;