Теории мотивации
N 4) принуждающее давление на личность.
N 2) значимость для личности непосредственного ее результата,
N иерархизованность
N гибкость
N широта,
N Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) М. взаимосвязаны
N 3 стадия. Образование настоящих понятий на основе абстрактных связей и смысловых обобщений
N 1 стадия. Одним словом (понятием) обозначается на основе субъективных связей
Существуют 3 стадии формирования понятий у детей
N 6. Выполнение действия в скрытом, умственном плане
N 4. Внешнеречевой
n 5. Формирование действия в «речи про себя» - беззвучная устная речь
Теория формирования понятий Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова
n 2 стадия. Понятие – это комплекс на основе конкретных объективных признаков
вопрос 11 Мотивационно-потребностная сфера человека
n Мотивация – это попытка объяснить, а не описать поведение. Это поиск ответов на ??: «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Т.е., это поиск причин поведения
Мотив — мотивация — мотивационная сфера
n Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта
n мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
n Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности.
Внешняя и внутренняя мотивация
n Внутренняя: в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения,
n Внешняя: в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности.
n Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:
Структура мотивации по
Б.И. Додонову
4 структурных компонента мотивации:
n 1) удовольствие от самой деятельности – «гедоническая» составляющая мотивации,
n 3) «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность,
n Теория З. Фрейда: человеком движут инстинкты: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности
n У. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения
n мотивационная концепция Г. Мюррея. Он предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания