N 3. Формирование действия в материализованной (материальной) форме
N 2. Составление схемы ориентировочной основы действия
N 1. Формирование мотивационной основы будущего действия
N Полноценное формирование умственного действия требует последовательного прохождения 6 этапов
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Теории мышления
N Критичность мышления и др.
N Самостоятельность мышления
N Гибкость мышления
N Последовательность мышления
N Глубина ума
N Широта ума
Индивидуальные особенности мышления
N систематизация
N конкретизация
N абстракция
N синтез
N анализ
N сравнение
Основные виды умственных операций
N Рассуждения
N Суждение
N Понятие
Основные формы мышления
Виды мышления
N Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи
N неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами
N мышление всегда связано с решением той или иной задачи, проблемы
N обобщенное отражение действительности
Характеристики мышления
Вопрос 10 Психология мышления
n Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая причинно-следственные связи и отношения между познаваемыми объектами
n опосредованное познание объективной реальности
- по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое
- по характеру: теоретическое и практическое
- по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное
- по степени новизны: продуктивное и репродуктивное
n Умозаключение
n классификация
n Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка, К.Дункер) Мышление - внезапное понимание существенных отношений в проблемной ситуации за счет обнаружения нужной для неё структуры. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новом гештальте, в новых отношениях.
n Бихевиоризм- Мышление – процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач
n Психоаналитический подход к мышлению (Защитные механизмы, сновидения как своеобразные формы мышления; творческое мышление как результат сублимации неудовлетворенных потребностей).
n Когнитивный подход - Нахождение одного правильного решения в результате переработки множества различных операций
n Направление онтогенетического развития мышления
- концепция Пиаже
- концепция Гальперина
- концепция Выготского-Сахарова