Вопрос 9 Психология памяти
N Произвольность и внимательность, являются продуктом сложнейшего развития. У истоков этого развития стоят формы общения ребенка со взрослым, а в качестве основного фактора, обеспечивающего формирование произвольного внимания, выступает речь, которая постепенно сокращается и приобретает характер внутреннего действия, опосредующего поведение ребенка и обеспечивающего регуляцию и контроль его поведения.
Культурно-историческая теория развития внимания
При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание.
Главная функция внимания — контроль над содержанием действия
Первый вид— процессы предвнимания - настройка
Теории внимания
N Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды.
Два основных этапа.
Развитие внимания
N рассеянность
N отвлекаемость
N объем
N переключение,
N распределение,
N концентрация,
N устойчивость,
Основные характеристики свойств внимания
N Послепроизвольное
N Произвольное
N Непроизвольное
Основные виды внимания
N Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга.
Физиологическая основа
Вопрос 8 Психология внимания
n Внимание– это сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, обеспечивающая их наиболее ясное отражение.
n 1925г. – Э. Рубин представил доклад на международном психологическом конгрессе по названием «Несуществование внимания»: слово «Внимание» является излишним и вредным.
n Среди «пусковых» механизмов непроизвольного внимания следует отметить ориентировочный рефлекс, рефлекс любопытства «Что такое?»
n Центральные механизмы произвольного и послепроизвольного внимания: согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий, оптимальный очаг возбуждения (доминанта)
Формула: Нет цели, нет волевого усилия
Формула: Есть цель, есть волевое усилие
Формула: Цель+Интерес
n Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
n Исследования Ульриха Найссера
У .Найссер различает два вида познавательных процессов:
Второй вид—процессы фокального внимания – собственно деятельность внимание, где отбор осуществляется по смысловым параметрам
n Теория П.Я. Гальперина
2. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата
n Л.С. Выготский "История внимания ребенка есть история организованности его поведения»
n Память – психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта.
n «Без памяти наши ощущения и восприятия исчезали бы бесследно по мере возникновения и вечно оставляли бы человека в положении новорожденного» – И.М. Сеченов.