Функции государства
Тема 6
Институциональные аспекты государственного регулирования экономики
1. Сущность и определение государства, его институциональная природа.
2. Функции государства.
3. Государство и экономические результаты.
Сущность и определение государства, его институциональная природа
На современном этапе развития мировой хозяйственной системы большое значение приобретает обеспечение прав собственности. От этого зависит формирование экономических и политических основ того или иного государства, формирование проводимой им социально-экономической политики. Государство создает систему формальных правил в обществе и поэтому оказывает решающее воздействие на изменение институциональной среды.
Государство - это теоретически наиболее эффективный орган принуждения, причем его эффективность находится в прямой зависимости от его легитимности. Легитимность - это признание гражданами наличия у государства права осуществлять принуждение («насилие»).
Таким образом, государство - это организация, которая имеет сравнительные преимущества в осуществлении насилия в пределах определенной территории, внутри которой оно (государство) обладает способностью облагать налогом людей.
Создание такой организации, как государство, обусловлено минимизацией трансакционных издержек. Если поддержание общественного порядка, выполнение других функций государства происходит по слишком высоким издержкам, то это приводит к возникновению других структур (как формальных, так и неформальных).
Функции государства
Роль государства в экономике проявляется через его функции. Границы государственного вмешательства в экономику - это вопрос дискуссионный.В различные периоды исторического развития общества в зависимости от экономической ситуации степень вмешательства государства его в экономику была различной. В связи с этим выделяют два этапа в развитии этого процесса.
1 этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 20-х гг. XX в.) Основные вопросы экономики успешно решались на основе рынка. Рынок - форма организации совместной экономической деятельности людей, основанная на трех обязательных признаках:
· частная собственность;
· добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов;
· конкуренция.
В это время государство выполняло довольно ограниченное количество функций, которые сводились в основном к обеспечению обороноспособности, содержанию арсенала, поддержанию правопорядка и защиты прав собственности, обеспечению нормального денежного обращения, взиманию налогов.
А. Смит - типичный представитель классической политэкономии - считал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» личного интереса, она способна эффективно функционировать без вмешательства государства. Роль государства выражалась только в функции «наблюдателя», «ночного сторожа».
Несмотря на отрицание А. Смитом возможности вмешательства государства в экономику, им (во 2-й половине XVIII в.) был очерчен круг основных обязанностей государства:
· во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ;
· во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, для чего надо установить хорошее отправление правосудия;
· в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть осуществлено в интересах отдельных лиц или групп населения.
2 этап обозначился в начале XX в. и продолжается до настоящего времени; характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику. Впервые необходимость такого вмешательства государства в экономику было обосновано английским экономистом Дж. М. Кейнсом в известной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он доказал, что выход экономики из величайшей депрессии (1929-1933) мог осуществиться только с использованием многообразных форм государственного регулирования и стимулирования эффективного спроса.
На современном этапе во всех странах мира сложилась целая система государственного регулирования экономики, которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем общества.
Основными формами государственного вмешательства в экономику являются:
1) государственная собственность и государственное предпринимательство;
2) государственные заказы;
3) образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства: регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики государства, внешнеэкономических связей;
4) организация государственного прогнозирования, программирования и планирования экономического развития.
Основными методами государственного регулирования являются:
1) экономические (проведение государственной политики занятости, осуществление антициклического и структурного регулирования экономики и др.);
2) административные (осуществление прямого контроля над монопольными рынками, определение и поддержка минимально допустимых параметров жизни населения (минимального уровня заработной платы, пенсий), контроля за их выполнением и др.).
Современные представители неоинституционализма видят экономическое обоснование государственного вмешательства в экономику в «провалах» и несоответствиях рынка в обеспечении непрерывного, по восходящей линии, развития общества и, прежде всего, для осуществления минимизации трансакционных издержек экономических субъектов. Поэтому государство стремится осуществить свое воздействие на экономику по следующим направлениям:
1. по спецификации и защите прав собственности, которые при нулевых трансакционных издержках оказывают влияние на эффективность использования ресурсов;
2. созданию каналов обмена информацией для экономических субъектов о развитии рынка, динамике цен;
3. по разработке стандартов мер и весов, которые имеют большое значение для эффективного хозяйствования;
4. созданию каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами (развитие транспортной сети, создание мест для торговли и др.);
5. осуществлению правоохранительной деятельности и выполнению роли третьей стороны в конфликтах при возникновении непредвиденных обстоятельств, созданию гарантий от оппортунистического поведения при выполнении контрактов;
6. производству чистых общественных благ, что порождает проблему «безбилетника» и требует использования государством принуждения для финансирования их производства (в первую очередь такого чистого блага, как национальная оборона; здравоохранение и образование, т.е. смешанных общественных благ).