Функции государства

Тема 6

Институциональные аспекты государственного регулирования экономики

 

1. Сущность и определение государства, его институциональная природа.

2. Функции государства.

3. Государство и экономические результаты.

 

Сущность и определение государства, его институциональная природа

 

На современном этапе развития мировой хозяйственной системы большое значение приобретает обеспечение прав собственности. От этого зависит формирование экономических и политических основ того или иного государства, формирование проводимой им социаль­но-экономической политики. Государство создает систему формаль­ных правил в обществе и поэтому оказывает решающее воздействие на изменение институциональной среды.

Государство - это теоретически наиболее эффективный орган при­нуждения, причем его эффективность находится в прямой зависимости от его легитимности. Легитимность - это признание гражданами нали­чия у государства права осуществлять принуждение («насилие»).

Таким образом, государство - это организация, которая имеет сравнительные преимущества в осуществлении насилия в пределах определенной территории, внутри которой оно (государство) облада­ет способностью облагать налогом людей.

Создание такой организации, как государство, обусловлено ми­нимизацией трансакционных издержек. Если поддержание общест­венного порядка, выполнение других функций государства происхо­дит по слишком высоким издержкам, то это приводит к возникнове­нию других структур (как формальных, так и неформальных).

 

Функции государства

 

Роль государства в экономике проявляется через его функции. Границы государственного вмешательства в экономику - это вопрос дискуссионный.В различные периоды исторического развития обще­ства в зависимости от экономической ситуации степень вмешатель­ства государства его в экономику была различной. В связи с этим вы­деляют два этапа в развитии этого процесса.

1 этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 20-х гг. XX в.) Основные во­просы экономики успешно решались на основе рынка. Рынок - фор­ма организации совместной экономической деятельности людей, ос­нованная на трех обязательных признаках:

· частная собственность;

· добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов;

· конкуренция.

В это время государство выполняло довольно ограниченное ко­личество функций, которые сводились в основном к обеспечению обороноспособности, содержанию арсенала, поддержанию правопо­рядка и защиты прав собственности, обеспечению нормального де­нежного обращения, взиманию налогов.

А. Смит - типичный представитель классической политэкономии - считал, что рыночная система способна к саморегулированию, в ос­нове которого лежит «невидимая рука» личного интереса, она спо­собна эффективно функционировать без вмешательства государства. Роль государства выражалась только в функции «наблюдателя», «ночного сторожа».

Несмотря на отрицание А. Смитом возможности вмешательства государства в экономику, им (во 2-й половине XVIII в.) был очерчен круг основных обязанностей государства:

· во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения дру­гих независимых обществ;

· во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, для чего надо установить хорошее отправление правосудия;

· в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание ко­торых не может быть осуществлено в интересах отдельных лиц или групп населения.

2 этап обозначился в начале XX в. и продолжается до настоя­щего времени; характеризуется созданием и широким использова­нием государственного механизма воздействия на экономику. Впер­вые необходимость такого вмешательства государства в экономику было обосновано английским экономистом Дж. М. Кейнсом в из­вестной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он доказал, что выход экономики из величайшей депрессии (1929-1933) мог осуществиться только с использованием многооб­разных форм государственного регулирования и стимулирования эффективного спроса.

На современном этапе во всех странах мира сложилась целая сис­тема государственного регулирования экономики, которая представля­ет собой совокупность различных форм и методов воздействия госу­дарства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъ­юнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функциониро­вания рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем общества.

Основными формами государственного вмешательства в эконо­мику являются:

1) государственная собственность и государственное предприни­мательство;

2) государственные заказы;

3) образование государственных финансов и осуществление фи­нансовой политики государства: регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвести­ционной политики государства, внешнеэкономических связей;

4) организация государственного прогнозирования, программиро­вания и планирования экономического развития.

Основными методами государственного регулирования являются:

1) экономические (проведение государственной политики занято­сти, осуществление антициклического и структурного регулирования экономики и др.);

2) административные (осуществление прямого контроля над мо­нопольными рынками, определение и поддержка минимально допус­тимых параметров жизни населения (минимального уровня заработ­ной платы, пенсий), контроля за их выполнением и др.).

Современные представители неоинституционализма видят эко­номическое обоснование государственного вмешательства в эконо­мику в «провалах» и несоответствиях рынка в обеспечении непре­рывного, по восходящей линии, развития общества и, прежде всего, для осуществления минимизации трансакционных издержек эконо­мических субъектов. Поэтому государство стремится осуществить свое воздействие на экономику по следующим направлениям:

1. по спецификации и защите прав собственности, которые при нулевых трансакционных издержках оказывают влияние на эффек­тивность использования ресурсов;

2. созданию каналов обмена информацией для экономических субъектов о развитии рынка, динамике цен;

3. по разработке стандартов мер и весов, которые имеют боль­шое значение для эффективного хозяйствования;

4. созданию каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами (развитие транспортной сети, создание мест для торговли и др.);

5. осуществлению правоохранительной деятельности и выпол­нению роли третьей стороны в конфликтах при возникновении не­предвиденных обстоятельств, созданию гарантий от оппортунистиче­ского поведения при выполнении контрактов;

6. производству чистых общественных благ, что порождает проб­лему «безбилетника» и требует использования государством принуж­дения для финансирования их производства (в первую очередь такого чистого блага, как национальная оборона; здравоохранение и образова­ние, т.е. смешанных общественных благ).