ЛЕКЦИЯ 7. Вредные последствия загрязнения почв. Оценка качества и нормирование почв. Способы защиты земельных ресурсов.

Недра- это верхняя часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы – это совокупность полезных ископаемых, заключенных в недрах и являющихся основой для развития важнейших отраслей промышленности.

Вторжение в недра может оказывать иногда весьма ощутимое воздействие на природу. В ряде случаев выводятся из пользования сельскохозяйственные угодья, причиняется вред лесам, меняются гидрогеологический режим районов, рельеф местности и движение воздушных потоков, загрязняются отходами производства поверхность земли, воздушный и водный бассейны.

Основными антропогенными воздействиями на горные породы являются статические и динамические нагрузки, тепловые, электрические и другие воздействия.

Под действием статических нагрузок от зданий и сооружений, достигающих 2 МПа и более, образуется зона активного изменения горных пород примерно на глубине 70-100 м. При этом наибольшие изменения наблюдаются: 1) в вечномерзлых льдистых породах, на участках залегания которых часто наблюдаются оттаивание и другие неблагоприятные процессы; 2) в сильносжимаемых породах, например, заторфованных, илистых.

Вибрации, удары, толчки и другие динамические нагрузки типичны при работе транспорта, ударных и вибрационных строительных машин, заводских механизмов. Наиболее чувствительны к сотрясению рыхлые неуплотненные породы (пески, водонасыщенные лессы, торф). Прочность этих пород заметно снижается, они уплотняются (равномерно или неравномерно), структурные связи нарушаются, возможно внезапное разжижение и образование оползней, отвалов, плывунов и других ущербообразующих процессов. Другим видом динамических нагрузок являются взрывы, - их действие сходно с сейсмическим.

Повышение температуры горных пород наблюдается при подземной газификации углей, в основании доменных и мартеновских печей. В ряде случаев температура пород повышается до 40-50°С, иногда до 100°С и более. В зоне подземной газификации углей при температуре 1000-1600°С породы спекаются, «каменеют», теряют свои первоначальные свойства. Как и другие виды воздействия, тепловой антропогенный поток влияет не только на состояние горных пород, но и на другие компоненты окружающей природной среды: почвы, подземные воды, растительность.

Создаваемое в горных породах искусственное электрическое поле (электрифицированный транспорт, линии электропередач) порождает блуждающие токи и поля. Наиболее заметно они проявляются на городских территориях, где имеется наибольшая плотность источников электроэнергии. При этом изменяются электропроводность, электросопротивляемость и другие электрические свойства горных пород.

Экологическое состояние недр определяется силой и характером воздействия на них горнодобывающей, строительной и иной деятельности. В современный период масштабы антропогенного воздействия на земные недра огромны. Только в России действуют несколько тысяч карьеров для открытой разработки полезных ископаемых. Глубина угольных шахт нередко превышает 1500 м. Недра нуждаются в постоянной экологической защите, в первую очередь, от истощения запасов сырья, а также от загрязнения их вредными отходами, сточными водами. С другой стороны, разработка недр оказывает вредное воздействие практически на все компоненты окружающей природной среды и ее качество в целом. Наиболее серьезные последствия включают: изменения природных ландшафтов,

В ходе инженерно-хозяйственного освоения недр Земли развиваются такие опасные геологические процессы, как оползни, карст, подтопление, просадки. Особенно легко всевозможным нарушениям подвержены массивы вечномерзлых пород, так как они весьма чувствительны к любому антропогенному воздействию. Все эти процессы, если они вызваны деятельностью человека и нарушают природное равновесие, называют ущербообразующими, т.е. наносящими экологический и экономический ущерб окружающей природной среде.

Оползни представляют собой скольжение горных пород вниз по склону под действием собственного веса грунта и нагрузки: фильтрационной, сейсмической или вибрационной. Большой ущерб природной среде ежегодно наносят оползневые процессы на берегах Черноморского побережья Кавказа, Крыма, в долинах Волги, Днепра, Дона и многих других рек и горных районов. Оползни нарушают устойчивость массивов горных пород, негативно влияют на многие другие компоненты окружающей природной среды (нарушение поверхностного стока, истощение ресурсов подземных вод при их вскрытии, образование заболоченностей, нарушение почвенного покрова, гибель деревьев). Известно немало примеров оползневых явлений катастрофического характера, приводящих к значительным человеческим жертвам.

Массивы горных пород, в которых развивается карст, называются закарстованными. Карст широко распространен в мире, в том числе, в России: в Башкирии, в центральной части Русской равнины, в Приангарье, на Северном Кавказе и во многих других местах. Хозяйственное освоение закарстованных массивов горных пород ведет к существенному изменению природной среды. Появление карстовых процессов связывают с интенсификацией отбора подземных вод. Одним из важных направлений в сохранении окружающей природы является охрана карстовых пещер - уникальных памятников природы.

Подтопление — это пример ответной реакции геологической среды на антропогенное воздействие. Под подтоплением понимают любое повышение уровня грунтовых вод до критических величин (1—2 м до уровня грунтовых вод). Подтопление территорий негативно влияет на экологическое состояние природной среды. Массивы горных пород переувлажняются и заболачиваются. Активизируются оползни, карст и другие процессы. В лессовых грунтах возникают просадки, в глинах — набухание. На подтопленной территории, в результате вторичного засоления почв угнетается растительность, возможно химическое и бактериальное загрязнение грунтовых вод, ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Причины подтопления разнообразны, но практически всегда связаны с деятельностью человека. Наиболее важные из них: утечки воды из подземных водонесущих коммуникаций, засыпка оврагов, асфальтирование и застройка территории, нерациональный полив садов, скверов, подпор подземных вод глубокими фундаментами, фильтрация из водохранилищ, прудов — охладителей АЭС. В России подтоплено свыше 700 городов и поселков городского типа, в том числе, такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Иркутск, Новосибирск, Саратов, Тюмень.

На территории России запасы полезных ископаемых составляют Единый государственный фонд. Непрерывный рост потребления минерального сырья в народном хозяйстве вызывает настоятельную необходимость бережного и хозяйственного использования богатств наших недр.

Согласно действующему законодательству для предотвращения экологического вреда недрам Земли необходимо:

• наиболее полно извлекать из недр и рационально использовать запасы основных полезных ископаемых и попутных компонентов;

• не допускать вредного влияния горных работ на сохранность запасов полезных ископаемых;

• охранять месторождения от затопления, обводнения, пожаров;

• предотвращать загрязнение недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства.

Рассмотрим основные требования и принципы рационального использования полезных ископаемых.

Принцип наиболее полного извлечения из недр основных и попутных полезных ископаемых особенно важно соблюдать для предотвращения возможного истощения природных ресурсов и сохранения запасов недр. Он позволяет сократить масштабы неоправданного проникновения в земные недра, что значительно уменьшает отходы горнодобывающих предприятий и способствует оздоровлению экологической обстановки.

Комплексное использование минерального сырья, включая проблему утилизации отходов - это применение месторождений полезных ископаемых с учетом самостоятельного значения и экономической ценности каждого из компонентов. Они используются в качестве сырья, в промышленности и строительном производстве, для закладки выработанного пространства и для производства удобрений. Жидкие отходы после очистки в основном применяют для водоснабжения и орошения, газообразные — для отопления и газоснабжения.

Стратегическая линия защиты и рационального использования массивов горных пород (оползневых, селевых, закарстованных) может быть представлена следующим образом:

• нарушение природного равновесия и изменение среды при строительных работах неизбежны, однако не следует допускать вредных и опасных по своим экологическим последствиям нарушений;

• постепенно переходить от экологической защиты отдельных участков и районов к комплексной экологической охране всего природного массива;

• в районах со сложными природными условиями весьма важно учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность антропогенных и природных геологических процессов;

• изыскатель и проектировщик должны предвидеть неблагоприятные цепные экологические реакции;

• предпочтение следует отдавать профилактическим методам борьбы, это выгоднее и эффективнее;

• не применять таких мер борьбы, которые порождают новые негативные явления;

• не нарушать памятники природы (уникальные геологические разрезы, геоморфологические элементы, карстовые пещеры).

Почва - один из важнейших компонентов окружающей природной среды, непосредственно связанный с приповерхностной частью литосферы. Ее образно называют «мостом между живой и неживой природой». Почва обеспечивает существование биосферы, является ее основой, она — биологический адсорбент и нейтрализатор загрязнений. Следует учитывать, что почва практически невозобновимый природный ресурс. Все ее основные экологические функции замыкаются на одном обобщающем показателе - почвенное плодородие.

Деградация почвы— это постепенное ухудшение ее свойств, которое сопровождается уменьшением содержания гумуса и снижением плодородия. К деградации почв (земель) ведут и другие причины, преимущественно антропогенного характера: эрозия, загрязнение, вторичное засоление, заболачивание, опустынивание. В наибольшей степени деградируют почвы агроэкосистем, причина неустойчивого состояния которых в их упрощенном фитоценозе, не обеспечивающем оптимальную саморегуляцию. Огромный экологический ущерб почвам наносит эрозия. Отчуждая с полей основной (зерно, корнеплоды, овощи и др.) и побочный урожай (солома, листья, ботва и др.), человек размыкает частично или полностью биологический круговорот веществ, нарушает способность почвы к саморегуляции и снижает ее плодородие. Эти процессы ведут к весьма опасной по своим далеко идущим последствиям дегумификация почвы – (потере гумуса). Дегумификация возрастает и за счет неумеренного внесения в почву минеральных удобрений. За последнее столетие почвы Черноземья потеряли от трети до половины содержания гумуса. Но даже частичная потеря гумуса и, как следствие, снижение плодородия не дает почве возможность выполнить в полной мере свои экологические функции, и она начинает деградировать, т.е. ухудшать свои свойства.

Основными загрязнителями почвы являются: 1) пестициды (ядохимикаты); 2) минеральные удобрения; 3) отходы и отбросы производства; 4) газодымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; 5) нефть и нефтепродукты.

В мире ежегодно производится более миллиона тонн пестицидов. В настоящее время влияние пестицидов на здоровье населения приравнивают к воздействию на человека радиоактивных веществ. По данным ВОЗ, отравлению пестицидами в мире каждый год подвергаются до 2 миллионов человек, из них 40 тысяч - с летальным исходом.

Среди пестицидов наибольшую опасность представляют стойкие хлорорганические соединения, которые могут сохраняться в почвах в течение многих лет, и даже малые их концентрации в результате биологического накопления могут стать опасными для жизни организмов, так как обладают мутагенными и канцерогенными свойствами. Воздействие пестицидов оказывается весьма негативным не только для человека, но и для всей фауны и флоры. Можно с уверенностью констатировать, что общий экологический вред от использования загрязняющих почву пестицидов многократно превышает пользу от их применения.

Почвы загрязняются минеральными удобрениями,если их используют в неумеренных количествах, теряют при транспортировке и хранении. В почву в больших количествах мигрируют нитраты, сульфаты, хлориды и другие соединения.

К интенсивному загрязнению почв приводят отходы и отбросы производства. В стране ежегодно образуется свыше миллиарда тонн промышленных отходов, из них более 50 миллионов тонн особо токсичных. Огромные площади земель заняты свалками, золоотвалами, которые интенсивно загрязняют почвы. Как известно, способность почв к самоочищению ограничена.

Огромный вред для функционирования почв представляют газодымовые выбросы промышленных предприятий. Почва способна накапливать весьма опасные для здоровья человека загрязняющие вещества, например, тяжелые металлы, радионуклиды и радиоизотопы, оседающие из этих выбросов.

Одной из серьезных экологических проблем России становится загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами в таких нефтедобывающих районах, как Западная Сибирь, Поволжье. Причинами загрязнения являются аварии на нефтепроводах, несовершенство технологии нефтедобычи, аварийные и технологические выбросы. В Западной Сибири свыше 20 тысяч га загрязнены нефтью толщиной слоя не менее 5 см.

Эрозия почв - это разрушение и снос верхних, наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром (ветровая эрозия) или потоками воды (водная эрозия). Земли, подвергшиеся разрушению в процессе эрозии, называют эродированными. По аналогии выделяют также промышленную эрозию (разрушение почв при строительстве и при разработке карьеров), военную эрозию (воронки, траншеи), пастбищную эрозию (при интенсивном выпасе скота), ирригационную (разрушение почв при прокладке каналов и нарушении норм поливов). Однако настоящим бичом земледелия у нас в стране и в мире остаются ветровая эрозия (ей подвержены 34% суши) и водная эрозия, активно действующая на 31% поверхности суши. В засушливых районах мира эродировано 60% от общей площади, из них 20% — сильно эродированы.

Интенсивность ветровой эрозии зависит от скорости ветра, устойчивости почвы, наличия растительного покрова, особенностей рельефа и от других факторов. Огромное влияние на ее развитие оказывают антропогенные факторы. Например, уничтожение растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильное применение агротехнических мер способствует резкой активизации эрозионных процессов.

При очень сильных и продолжительных ветрах возникают пыльные бури, которые безвозвратно уносят самый плодородный верхний слой почвы. Пыльные бури загрязняют атмосферный воздух, водоемы, отрицательно влияют на здоровье человека. В нашей стране пыльные бури неоднократно возникали в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Башкирии.

Водная эрозия - это разрушение почв под действием временных водных потоков. Различают плоскостную, струйчатую, овражную, береговую водную эрозию. Как и в случае ветровой эрозии, условия для проявления водной эрозии создают природные факторы, а основной причиной ее развития является производственная и иная деятельность человека: появление новой тяжелой почвообрабатывающей техники, уничтожение растительности и лесов, чрезмерный выпас скота, отвальная обработка почв.

Среди различных форм проявления водной эрозии значительный вред окружающей природной среде и, в первую очередь, почвам наносит овражная эрозия. Оврагов только на территории Русской равнины 5 миллионов га и площадь их увеличивается: ежедневные потери почв из-за развития оврагов достигают 100-200 га.

В процессе хозяйственной деятельности человек может усиливать природное засоление почв. Такое явление носит название вторичного засоления и развивается оно при неумеренном поливе орошаемых земель в засушливых районах. Во всем мире процессам вторичного засоления подвержено около 30%, в России — 18% общей площади орошаемых земель. Засоление почв ослабляет их вклад в поддержание биологического круговорота веществ. Исчезают многие виды растительных организмов, появляются новые растения - галофиты. Уменьшается генофонд наземных популяций в связи с ухудшением условий жизни организмов, усиливаются миграционные процессы.

Заболачивание почвнаблюдается в районах с сильной влажностью, например, в Нечерноземной зоне России, на Западно-Сибирской низменности, в зонах вечной мерзлоты. Оно сопровождается деградационными процессами в биоценозах, накоплением на поверхности неразложившихся остатков. Заболачивание ухудшает агрономические свойства почв и снижает производительность лесов.

Одним из глобальных проявлений деградации почв является опустынивание. По Б.Г. Розанову (1984), опустынивание — это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения ее биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню. На территории СНГ опустыниванию подвержено Приаралье, Прибалхашье, Черные земли в Калмыкии и Астраханской области. Все они относятся к зонам экологического бедствия. Непродуманная хозяйственная деятельность на этих территориях привела к необратимым деградационным изменениям природной среды и ее эдафической части, резко снизилось биоразнообразие и произошло разрушение природных экосистем.

На севере Евразии и Америки породы верхней части земной коры постоянно находятся в мерзлом состоянии и только летом оттаивают на глубину несколько десятков сантиметров. Такие породы называют многолетнемерзлыми или вечномерзлыми, а территорию - областью многолетней мерзлоты (или криолитозоной). На территории нашей страны она занимает более 50% суши и значительную часть шельфа северных морей. Происхождение вечной мерзлоты связывают с последним оледенением четвертичного периода. В последние десятилетия в сферу строительного освоения в районах вечной мерзлоты вовлекаются все новые территории: север Западной Сибири, шельф арктических морей. Вторжение человека не проходит бесследно для «хрупких» природных экосистем Севера: разрушается почвенный слой, изменяется рельеф, режим снегового покрова, возникают болота, нарушаются взаимосвязи и взаимодействия экосистем, резко снижается их устойчивость.

Основными звеньями экологической защиты почв являются:

• защита почв от водной и ветровой эрозии;

• организация севооборотов и системы обработки почв;

• мелиоративные мероприятия (борьба с заболачиванием, засолением почв);

• рекультивация нарушенного почвенного покрова;

• защита почв от загрязнения, а полезной флоры и фауны от уничтожения;

• предотвращение необоснованного изъятия земель из сельхозоборота.

Для борьбы с эрозией почв необходим комплекс мер: землеустроительных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических. При этом учитывают, что гидротехнические мероприятия останавливают развитие эрозии на определенном участке сразу же после их устройства, агротехнические — через несколько лет, а лесомелиоративные — через 10—20 лет после их внедрения.

Предупреждение вторичного засоления почв необходимо устраивать дренаж, регулировать подачу воды, применять полив дождеванием, использовать капельное и прикорневое орошение, выполнять работы по гидроизоляции оросительных каналов и т.д.

Предотвращение загрязнения почв пестицидами и другими вредными веществами используют экологические методы защиты растений (биологические, агротехнические), повышают природную способность почв к самоочищению, не применяют особо опасные и стойкие инсектицидные препараты.

Снятие, сохранение и нанесение почвенного плодородного слоя на нарушенные земли предусматриваются при проведении строительных и иных работ, связанных с механическим нарушением почвенного покрова. Рекультивация (восстановление) почвенного покрова бывает техническая, биологическая и строительная.

Аридизация почвы – это сложный и разнообразный комплекс процессов уменьшения увлажненности обширных территорий и вызванного этим сокращения биологической продуктивности экологических систем «почва-растения».

Для контроля, определения комплекса природоохранных мероприятий и прогноза потенциальной продуктивности почвы разработана единая система показателей, отражающих изменение процессов почвообразования и, как следствие, свойств почвы. Классификация почв учитывает влияние загрязняющих веществ на такие почвенные изменения, как: а) продукция; б) хозяйственные части урожаев; в) технологическая ценность этих урожаев; д) ухудшение санитарно-гигиенической ценности. По степени устойчивости к загрязняющим веществам почвы разделяют на: очень устойчивые; устойчивые; малоустойчивые; очень малоустойчивые. По степени чувствительности к загрязняющим веществам почвы разделяют на: очень чувствительные; чувствительные; малочувствительные; устойчивые. Устойчивость или чувствительность почв к загрязняющим веществам целесообразно определять в соответствии с: а) содержанием гумуса; б) качеством гумуса; в) биологической активностью; г) глубиной гумусового горизонта; д) содержанием фракции<0,01 мм с учетом содержания фракции < 0,001 мм (механический состав почвы); е) частями глиностных минералов; ж) глубиной почвенного профиля.

Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены ГОСТом 17.4.1.03-84. «Охрана природы. Почвы. Термины и определения химического загрязнения». В настоящее время в России установлен лишь один норматив, определяющий допустимый уровень загрязнения почвы вредными химическими веществами, - это предельно допустимая концентрация для пахотного слоя почвы. Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды.

Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы - это концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.

Нормативы предельно допустимой концентрации в пахотном слое почвы разработаны для веществ, которые могут мигрировать в атмосферный воздух или грунтовые воды, снижать урожайность или ухудшать качество сельскохозяйственной продукции. Оценка уровня химического загрязнения почв населенных пунктов проводится по показателям, разработанным при сопряженных геохимических и гигиенических исследованиях окружающей среды городов. Поскольку часто почвы загрязнены сразу несколькими элементами, то для них рассчитывают суммарный показатель загрязнения, отражающий эффект воздействия группы элементов. Суммарный показатель загрязнения может быть определен как для всех элементов в одной пробе, так и для участка территории по геохимической выборке. Оценка опасности загрязнения почв комплексом элементов по показателю Zc проводится по оценочной шкале, градации которой разработаны на основе изучения состояния здоровья населения, проживающего на территориях с различным уровнем загрязнения почв.

Таблица 1.

Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв
по суммарному показателю (Zс)

Kатегории загрязнения почв Величина Zс Изменение показателей здоровья населения в очагах загрязнения
Допустимая меньше 16 Наиболее низкий уровень заболеваемости детей и минимум функциональных отклонений
Умеренно опасная 16-32 Увеличение общего уровня заболеваемости
Опасная 32-128 Увеличение общего уровня заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы
Чрезвычайно опасная больше 128 Увеличение заболеваемости детского населения, нарушение репродуктивной функции женщин (увеличение случаев токсикоза при беременности, преждевременных родов, мертворождаемости, гипотрофий новорожденных).

Мониторинг земель – система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Согласно Положению «О мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства России от 15 июля 1992 г., мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей среды.


ЛЕКЦИЯ № 8.
Правовые и организационно-технические основы
охраны окружающей среды.
Экологическая стандартизация и паспортизация.

Экологическое право— это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Основу экологического права составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Государственные органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы, - определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции.

Государственные органы специальной компетенцииподразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы управления выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользования и охраны окружающей природной среды выполняли Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Указом Президента от 17 мая 2000 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды был упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации, в структуру которого вошли «Государственная служба охраны окружающей среды» и «Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности». К комплексным органам управления относятся также Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Отраслевые органы(Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Госатомнадзор России осуществляет контроль за использованием и производством атомной энергии; Госгортехнадзор России - контроль за использованием недр; Государственный таможенный комитет РФ предупреждает незаконный вывоз природного наследия и незаконного ввоза экологически опасных товаров; санитарно-экологическая служба муниципальной милиции отвечает за охрану атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами.

Основами экологического права являются следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституционные основы охраны окружающей природной средызакреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. Ж7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции Российской Федерации и данному законодательному акту.

3. Указы и распоряжения президента, постановления правительствазатрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4.Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомствиздаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды. Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: общей и специальной компетенции.

В экологии работает система стандартизации. Государственные стандарты (ГОСТ) конкретизируют общие положения экологического законодательства России. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977 г.

Система стандартов в области охраны природы изначально состояла из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0 – организационно-методические стандарты; 1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 – биологические ресурсы; 4 - почвы; 5 - земли; 6 - флора; 7 - фауна; 8 – ландшафты; 9 - недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включал шесть групп стандартов. Содержание групп стандартов в области охраны природы включает следующие группы: 0 – основные положения; 1 – термины, определения, классификации; 2 – показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов; 3 – правила охраны природы и рационального использования; 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды; 6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 – прочие стандарты. Имеется также целый ряд отраслевых и внесистемных стандартов, связанных с природоохранной деятельностью.

В соответствии с законодательством об охране окружающей среды предприятия должны осуществлять производственный контроль, главной задачей которого является оценка состояния природных сред, на которые предприятие оказывает негативное воздействие, включая территории, к нему прилегающие.

Экологический паспорт предприятия это основной нормативно-технический документ, включающий данные об использовании предприятием природных ресурсов и его техногенном воздействии на окружающую природную среду. В экологический паспорт предприятия включают экономические и природоохранные данные, в том числе, сведения о размещении и производственной структуре предприятия; информацию об используемых ресурсах (количественные и качественные характеристики сырья, топлива, энергии); количественные характеристики выпускаемой продукции; сведения о выбросах в атмосферу, сбросах в водоемы и использовании отходов по отдельным производствам, сведения о состоянии очистных сооружений и рекультивации нарушенных земель. Отдельно, в виде справки с указанием времени, объемов и составов в экологическом паспорте, должны быть приведены данные о залповых и аварийных выбросах (сливах) загрязняющих веществ. Экологические паспорта разрабатываются за счет собственных средств предприятия и утверждаются его руководителем по согласованию с Госсанэпиднадзором и с территориальным органом охраны природы, где он регистрируется. При отсутствии паспорта предприятие лишается права на хозяйственную деятельность либо подвергается крупному штрафу. На основании данных, содержащихся в экологическом паспорте, природоохранные органы определяют предприятию размер платы за природопользование, устанавливают предельно допустимые нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг – это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом, за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи. Контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологический мониторинг – это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов. Он выполняется органами Росгидромета РФ и Федеральными органами исполнительной власти, подведомственными Минприродресурсов Российской Федерации.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагается у нас в стране.

Для создания универсальных критериев оценки качества природной среды применимы три подхода:

1. Антропоцентрический подход, основанный на оценки динамики численности населения и динамики продолжительности жизни.

2. Специоцентрический подход, основанный на анализе состояния одного конкретного биологического вида.

3. Биоценозоцентрический подход, основанный на анализе состояния динамики биологической массы и биологического разнообразия.

Согласно природоохранному закону Российской Федерации (2002) соблюдение экологических нормативов, т.е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:

• экологическую безопасность населения;

• сохранение генетического фонда человека, растений и животных;

• рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.

Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Нормативы качества окружающей природной среды, по мере повышения уровня развития общества, имеют тенденцию к ужесточению, т.е. к снижению порога.

Нормативными показателями экологичности предприятий, транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются предельно допустимые выбросы в атмосферу, предельно допустимые сбросы в гидросферу, а также нормативы образования и лимиты размещения отходов. К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также допустимые уровни физических воздействий (шума, вибрации, электромагнитного поля), обеспечивающие предельно допустимые уровни в селитебных зонах. Нормативные показатели являются основой для проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает общественную и государственную экспертизу. Государственная экологическая экспертиза новой продукции – рассмотрение документации (или образцов) новой продукции, проводимое экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, республиканском и региональном (территориальном) уровнях. Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе, проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном порядке.

Цель экологической экспертизы новой продукции – предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации (использовании), переработки или уничтожения.

Экологическая безопасность – это новое понятие, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Особо охраняемые природные территории (согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования с установленным режимом особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно Закону об охраняемых территориях, принятому Государственной Думой Российской Федерации 15 февраля 1995 г., различают следующие основные категории природно-заповедного фонда: а) государственные природные заповедники, в том числе, биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Всего в России на настоящее время функционируют 204 особо охраняемые природные территории федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации, что составляет приблизительно 3 % территории Российской Федерации.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе, редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.