Качества продукции.

Классификационные, ограничительные и оценочные показатели

Количественная и качественная форма оценки уровня качества продукции.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Группы показателей качества услуг и обслуживания

По такому же принципу сформирована номенклатура социальных показателей качества бытового обслуживания. В номенклатуре выделены две группы показателей: качества услуг и качества обслуживания. В группе показателей качества услуг выделены три подгруппы показателей:

функциональные;

эстетические;

социальной значимости,

В группе показателей качества обслуживания выделены четыре подгруппы показателей;

эргономические;

этические;

эстетические;

временные:

Дополняет номенклатуру социальных показателей качества бытового обслуживания номенклатура показателей качества производственной деятельности предприятий бытового обслуживания.

Возможно формирование и других показателей качества и их групп.

Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, то есть сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями.

Эта оценка может быть представлена в количественной и качественной форме. •

В количественной форме оценка выражается одним числом, которое представляет собой значение комплексного показателя качества, отражающего определенную совокупность свойств продукции.

В качественной форме оценка представляется в виде утверждения о том, соответствует продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или уступает им.

Базовыми значениями являются показатели, выбранные для сравнения. Как правило, это показатели аналогов продукции. Аналог - это продукция, имеющая сходное функциональное назначение.

 

При проведении оценки различаютклассификационные, ограничительные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции.

К классификационным показателям относятся:

1) показатели, устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции (например, емкость ковша экскаватора, грузоподъемность автомобиля, чистота химического продукта и т.п.);

2) показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции (часы с календарем, часы пылевлагозащитные; продукт очищенный и т.п.);

3) показатели, определяющие класс продукции или группу ее потребителей (радиоприемник автомобильный, фотоаппарат любительский, часы мужские и т.п.);

4) показатели исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения (например, тропическое исполнение, аппаратура для работы под водой, в условиях излучений и т.п.).

Ограничительные показатели - это показатели безопасности и экологичности, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов, например, законов.

Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для сопоставления образцов продукции.

К оценочным показателям могут быть отнесены:

- показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности (например, показатели назначения, надежности, эргономичности, эстетичности);

- показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества (например, показатели ресурсопотребления при производстве или эксплуатации продукции).

Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют «позитивными», если уменьшение - «негативными».