Качества продукции.
Классификационные, ограничительные и оценочные показатели
Количественная и качественная форма оценки уровня качества продукции.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Группы показателей качества услуг и обслуживания
По такому же принципу сформирована номенклатура социальных показателей качества бытового обслуживания. В номенклатуре выделены две группы показателей: качества услуг и качества обслуживания. В группе показателей качества услуг выделены три подгруппы показателей:
функциональные;
эстетические;
социальной значимости,
В группе показателей качества обслуживания выделены четыре подгруппы показателей;
эргономические;
этические;
эстетические;
временные:
Дополняет номенклатуру социальных показателей качества бытового обслуживания номенклатура показателей качества производственной деятельности предприятий бытового обслуживания.
Возможно формирование и других показателей качества и их групп.
Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, то есть сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями.
Эта оценка может быть представлена в количественной и качественной форме. •
В количественной форме оценка выражается одним числом, которое представляет собой значение комплексного показателя качества, отражающего определенную совокупность свойств продукции.
В качественной форме оценка представляется в виде утверждения о том, соответствует продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или уступает им.
Базовыми значениями являются показатели, выбранные для сравнения. Как правило, это показатели аналогов продукции. Аналог - это продукция, имеющая сходное функциональное назначение.
При проведении оценки различаютклассификационные, ограничительные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции.
К классификационным показателям относятся:
1) показатели, устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции (например, емкость ковша экскаватора, грузоподъемность автомобиля, чистота химического продукта и т.п.);
2) показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции (часы с календарем, часы пылевлагозащитные; продукт очищенный и т.п.);
3) показатели, определяющие класс продукции или группу ее потребителей (радиоприемник автомобильный, фотоаппарат любительский, часы мужские и т.п.);
4) показатели исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения (например, тропическое исполнение, аппаратура для работы под водой, в условиях излучений и т.п.).
Ограничительные показатели - это показатели безопасности и экологичности, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов, например, законов.
Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для сопоставления образцов продукции.
К оценочным показателям могут быть отнесены:
- показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности (например, показатели назначения, надежности, эргономичности, эстетичности);
- показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества (например, показатели ресурсопотребления при производстве или эксплуатации продукции).
Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют «позитивными», если уменьшение - «негативными».