Формирование показателей качества

Подкачествомпонимается способность материального (идеального) объекта (явления) удовлетворять общественные потребности (материальные или духовные) в конкретных условиях.

Качество—сложный многомерный объект. В соответствии с методом познания, он может быть представлен первоначально грубой моделью, учитывающей одно или несколько свойств для каждой компоненты качества. В дальнейшем модель может совершенствоваться, в рассмотрение могут включаться новые свойства, все более и более всесторонне характеризуя качество. Возможен и другой путь: от сложной к более простой модели качества, когда качество двух объектов (явлений) нужно сравнить (соизмерить), например, только по одному свойству.

Многоуровневость и иерархичность потребностей, многочисленность свойств объектов (явлений), способных удовлетворять потребности, и многообразие конкретных условий позволяет создавать модели на самых разных уровнях.

Меры качества в отличие от физических величин принято называть показателями качества.

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта (явления), должен отражать (в большей или меньшей степени) способность (свойство) этого объекта (явления) удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях. Таким образом, при формировании (введении) любого показателя каче­ства необходимо учитывать следующие компоненты качества:

общественную потребность (ОП);

конкретные условия (КУ);

объект (О);

степень удовлетворения (градацию) потребности (СУП).

Показатель качества должен давать ответ на вопроса в какой степени рассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?

Пример. В какой степени (градация свойства) обувь (объект) отечественного производства (конкретные условия) удовлетворяет покупателей (их материальную потребность в обуви)? Ответ опять же заключен в “качестве обуви отечественного производства”, которое проявляется только при рассмотрении обуви с позиции удовлетворения потребности.

В примере оставлен в стороне вопрос о сложности модели качества. Если будет учтено много показателей качества, то модель качества получается совершенной, но громоздкой и сложной, и описание объекта с помощью такой модели затруднительно. Уменьшая число показателей качества, можно упростить модель качества и дойти до самой грубой, которая будет характеризоваться всего одним показателем качества. В примере “качество обуви” можно свести к ее долговечности.

В примере потребности были отнесены (для большей ясности изложения) только к одной из ранее рассмотренных областей потребностей: материальных, социальных, духовных. Для всесторонней характеристики качества надо учитывать и другие области потребностей.

Любой классификации предшествует выбор признака классификации. Какой же признак классификации положен в основу номенклатуры показателей качества промышленной продукции? Поскольку качество — свойство (способность) объекта (в данном случае продукции) удовлетворять общественную потребность в конкретных условиях, то первым признаком классификации должна быть и является потребность, точнее “вид (разновидность) потребности”. Под углом зрения этого вида потребности и должны быть рассмотрены свойства объекта по степени удовлетворения ее на каждом иерархическом уровне. Вид (разновидность) потребности и является признаком деления показателей качества промышленной продукции на группы.