IX. Аккорды двойной доминанты.

Фригийский тетрахорд в сопрано.

Фригийский тетрахорд в басу.

При гармонизации VII натуральной ступени в басу применяются: VII53, d6, t2. Образцы гармонических оборотов:

- t – VII – VI – D;

- t – d6 – s6 – D;

- t – t2 – s6 – D; и др.

Пример № 1 (a-moll: t53 «a-e-a-c» - VII53 «g-g-h-d» - VI53 «f-a-c-f» - D53 «g-

g-h-d»;

t53 «a-c-e-a» - d 6«g-h-e-h» - s6 «f-a-d-d» - D53 «e-gis-e-

h»;

t53 «a-a-c-e» - t2« g-a-c-e» - s6 «f-a-d-d» - D53 «e-gis-h-

e»).

При гармонизации VII натуральной ступени в сопрано применяются: III53, VII6, t7 с обращениями (кроме t2). Образцы гармонических оборотов:

- t – III – s – D;

- VI – III – s – D;

- t6 – VII6 – VI6 – D6;

- t6 – VII6 – II6 – D65;

- VI – III6 – II6 – D7;

- t – d – VI – III;

- t – t7 – s – t6;

- t6 – t65 – II6(s) – D2;

- VI – t43 – S – D; и др.

Примечание! При движении параллельными секстаккордами (t6 – VII6 – VI6 – D6) VI6 неизбежно оказывается «дубовым» (между тенором и альтом ч8).

Пример № 2(a-moll: t53 «a-c-e-a» - III53 «c-c-e-g» - S53 «d-a-d-f» - D53 «e-

gis-h-e»;

t6 «c-e-a-a» - VII6 «h-d-h-g» - s6 «a-c-c-f» - D6 «gis-e-h-e»;

VI53 «f-f-c-a» - t43 «e-a-c-g» - S53 «d-a-d-f» - D53 «e-gis-h-e»).

Альтерация неустойчивых ступеней в ладу (bII, ♯II, ♯IV, bVI в мажоре; bII, bIV, ♯IV, ♯VII в миноре) расширила круг используемых аккордов субдоминантовой функциональной группы. Широкое употребление в музыкальной практике приобрели аккорды альтерированного II7, иначе называемые аккордами двойной доминанты. Такое название они получили из-за внешнего сходства с доминантовыми аккордами доминантовой тональности, например DD53, DD7(DD9) и DDVII7 тональности C-dur по звуковому составу аналогичны D53, D7(D9) и VII7 тональности G-dur.

Пример № 1 (С-dur: DD53 «d-d-fis-a», DD7 «d-c-fis-a», DDVII7 «fis-e-a-c»).

Наиболее употребительными аккордами DD являются DD7 и DDVII7. Отличительный признак аккордов DD – повышенная IV ступень. В зависимости от аккордового окружения аккорды DD могут выступать в разных значениях:

1) При разрешении аккордов DD непосредственно в тонику, DD7

трактуется как II7 c альтерацией, DDVII7 – также как альтерированный II7 (в следующем обращении) с заменой II ступени на III (или bIII) ступень.

Пример № 2 (С-dur: DD7(II7#3) «d-c-fis-a» - T6 «e-c-g-g»;

DDVII «fis-a-c-es» = II65#1#3 « fis-a-c-dis» ).

2) При разрешении аккордов DD в доминанту, DD7 трактуется как D7 к T53, DDVII7 – как VII7 к T53.

В каденции аккорды DD (DD65, DD43, DDVII7, DDVII65) трактуются в значении альтерированной субдоминанты и обычно вводятся после аккордов субдоминантовой группы (возможно также приготовление тоникой). При этом IV натуральная ступень в приготавливающих аккордах переходит в ♯IV в одном голосе, образуя хроматический полутон. В случае удвоения IV ступени в субдоминантовом приготовлении, удвоенная ступень движется вниз (во избежание переченья). При переходе DD в K64 ♯IV ступень переходит в V.

Пример № 3. (С-dur: S53 «f-f-a-c» - DD65 «fis-d-a-c» - K64 «g-e-g-c» - D7«g-d-f-h» - T53«c-c-e-c»).

В каденции отдельные аккорды DD могут применяться в качестве вспомогательных аккордов между К64 и его повторением (образующиеся на ♯IV и VI ступенях).

Пример № 4. (С-dur: K64 «g-g-c-e» - DDVII65 «a-fis-c-e» - K64 «g-g-c-e»).

В середине построения аккорды DD приготавливаются и разрешаются в аккорды любой функции. При переходе DD7 (DDVII7) в II7 происходит «дезальтерация» - отмена повышения IV ступени.

Пример № 5. (С-dur: DD7 «d-c-fis-a» - II7 «d-c-f-a» - T6 «e-c-g-g»).

Возможен переход DDVII7 в DD7 аналогично внутрифункционалному переходу VII7 в D7.

Пример № 6. (С-dur: DDVII2 «es-c-fis-a» - DD7 «d-c-fis-a» - T6 «e-c-g-g»).

Аккорды DD применяются в разнообразных проходящих и вспомогательных оборотах на тех же условиях, что II7 (II53).

Двойная доминанта в качестве проходящих и вспомогательных аккордов между аккордами доминанты.

В поступенном движении от D53 к D6 и обратно в качестве проходящего аккорда применяется DD64 или DD43 аналогично проходящим оборотам при движении от T53 к T6. Между D53 и его повторением в качестве вспомогательного используется также DD64 (DD43).

Пример № 7. (С-dur: D53 «g-g-d-h» - DD64 «a-fis-d-a» - D6 «h-g-d-g»).