IX. Аккорды двойной доминанты.
Фригийский тетрахорд в сопрано.
Фригийский тетрахорд в басу.
При гармонизации VII натуральной ступени в басу применяются: VII53, d6, t2. Образцы гармонических оборотов:
- t – VII – VI – D;
- t – d6 – s6 – D;
- t – t2 – s6 – D; и др.
Пример № 1 (a-moll: t53 «a-e-a-c» - VII53 «g-g-h-d» - VI53 «f-a-c-f» - D53 «g-
g-h-d»;
t53 «a-c-e-a» - d 6«g-h-e-h» - s6 «f-a-d-d» - D53 «e-gis-e-
h»;
t53 «a-a-c-e» - t2« g-a-c-e» - s6 «f-a-d-d» - D53 «e-gis-h-
e»).
При гармонизации VII натуральной ступени в сопрано применяются: III53, VII6, t7 с обращениями (кроме t2). Образцы гармонических оборотов:
- t – III – s – D;
- VI – III – s – D;
- t6 – VII6 – VI6 – D6;
- t6 – VII6 – II6 – D65;
- VI – III6 – II6 – D7;
- t – d – VI – III;
- t – t7 – s – t6;
- t6 – t65 – II6(s) – D2;
- VI – t43 – S – D; и др.
Примечание! При движении параллельными секстаккордами (t6 – VII6 – VI6 – D6) VI6 неизбежно оказывается «дубовым» (между тенором и альтом ч8).
Пример № 2(a-moll: t53 «a-c-e-a» - III53 «c-c-e-g» - S53 «d-a-d-f» - D53 «e-
gis-h-e»;
t6 «c-e-a-a» - VII6 «h-d-h-g» - s6 «a-c-c-f» - D6 «gis-e-h-e»;
VI53 «f-f-c-a» - t43 «e-a-c-g» - S53 «d-a-d-f» - D53 «e-gis-h-e»).
Альтерация неустойчивых ступеней в ладу (bII, ♯II, ♯IV, bVI в мажоре; bII, bIV, ♯IV, ♯VII в миноре) расширила круг используемых аккордов субдоминантовой функциональной группы. Широкое употребление в музыкальной практике приобрели аккорды альтерированного II7, иначе называемые аккордами двойной доминанты. Такое название они получили из-за внешнего сходства с доминантовыми аккордами доминантовой тональности, например DD53, DD7(DD9) и DDVII7 тональности C-dur по звуковому составу аналогичны D53, D7(D9) и VII7 тональности G-dur.
Пример № 1 (С-dur: DD53 «d-d-fis-a», DD7 «d-c-fis-a», DDVII7 «fis-e-a-c»).
Наиболее употребительными аккордами DD являются DD7 и DDVII7. Отличительный признак аккордов DD – повышенная IV ступень. В зависимости от аккордового окружения аккорды DD могут выступать в разных значениях:
1) При разрешении аккордов DD непосредственно в тонику, DD7
трактуется как II7 c альтерацией, DDVII7 – также как альтерированный II7 (в следующем обращении) с заменой II ступени на III (или bIII) ступень.
Пример № 2 (С-dur: DD7(II7#3) «d-c-fis-a» - T6 «e-c-g-g»;
DDVII «fis-a-c-es» = II65#1#3 « fis-a-c-dis» ).
2) При разрешении аккордов DD в доминанту, DD7 трактуется как D7 к T53, DDVII7 – как VII7 к T53.
В каденции аккорды DD (DD65, DD43, DDVII7, DDVII65) трактуются в значении альтерированной субдоминанты и обычно вводятся после аккордов субдоминантовой группы (возможно также приготовление тоникой). При этом IV натуральная ступень в приготавливающих аккордах переходит в ♯IV в одном голосе, образуя хроматический полутон. В случае удвоения IV ступени в субдоминантовом приготовлении, удвоенная ступень движется вниз (во избежание переченья). При переходе DD в K64 ♯IV ступень переходит в V.
Пример № 3. (С-dur: S53 «f-f-a-c» - DD65 «fis-d-a-c» - K64 «g-e-g-c» - D7«g-d-f-h» - T53«c-c-e-c»).
В каденции отдельные аккорды DD могут применяться в качестве вспомогательных аккордов между К64 и его повторением (образующиеся на ♯IV и VI ступенях).
Пример № 4. (С-dur: K64 «g-g-c-e» - DDVII65 «a-fis-c-e» - K64 «g-g-c-e»).
В середине построения аккорды DD приготавливаются и разрешаются в аккорды любой функции. При переходе DD7 (DDVII7) в II7 происходит «дезальтерация» - отмена повышения IV ступени.
Пример № 5. (С-dur: DD7 «d-c-fis-a» - II7 «d-c-f-a» - T6 «e-c-g-g»).
Возможен переход DDVII7 в DD7 аналогично внутрифункционалному переходу VII7 в D7.
Пример № 6. (С-dur: DDVII2 «es-c-fis-a» - DD7 «d-c-fis-a» - T6 «e-c-g-g»).
Аккорды DD применяются в разнообразных проходящих и вспомогательных оборотах на тех же условиях, что II7 (II53).
Двойная доминанта в качестве проходящих и вспомогательных аккордов между аккордами доминанты.
В поступенном движении от D53 к D6 и обратно в качестве проходящего аккорда применяется DD64 или DD43 аналогично проходящим оборотам при движении от T53 к T6. Между D53 и его повторением в качестве вспомогательного используется также DD64 (DD43).
Пример № 7. (С-dur: D53 «g-g-d-h» - DD64 «a-fis-d-a» - D6 «h-g-d-g»).