IV. Менее употребительные аккорды доминантовой группы (D9).

III. Вводные септаккорды. Приготовление. Разрешение. Проходящие обороты с VII7.

Вводные септаккорды – малый в натуральном мажоре и уменьшённый в гармоническом мажоре и миноре - один из трёх главных септаккордов, самый диссонирующий аккорд доминантовой функциональной группы («сильная доминанта»). Приготавливается аккордами субдоминантовой, тонической (реже) и более «слабой» доминантовой гармонии: Т53, S53, II53, II7, D53, D7 с обращениями, а также VI53.

Пример № 1 (С-dur: T53 «c-g-c-e» - VII7 «h-a-d-f»; T6 «e-g-c-g» - VII65 «h-a-d-f» и т. д.).

Пример № 2 (С-dur: S53 «f-c-f-a» - VII65 «d-h-f-a»; II6 «f-d-f-a» - VII43 «f-h-d-a»; II7 «d-c-f-a» - VII65 «d-h-f-a» и т.д.).

Пример № 3 (С-dur: D53 «g-d-g-h» - VII43 «f-d-a-h»; D43 «d-h-f-g» - VII65 «d-h-f-a» и т.д.).

Разрешается VII7 разными способами:

1. Непосредственно в тонику с удвоенной терцией (во избежание параллельных квинт, однако если голоса движутся параллельными квартами, то удвоение терции необязательно): VII7 – T53, VII65 – T6, VII43 – T6, T64 (K64), T6, VII2 – T64 (K64). Гармонический оборот VII43 – T53 может применяться в заключительной каденции (здесь VII43 выступает в субдоминантовом значении, как разновидность плагального каданса II65 – T53).

Пример № 4 (С-dur: VII7 «h-d-a-f» - T53 «c-e-g-e»; VII7 «h-a-d-f» - T53 «c-g-c-e»; VII65 «d-h-f-a» - T6 «e-c-e-g»; VII43 «f-h-d-a» - T6 «e-c-e-g»; VII43 «f-h-d-a» - T64 (K64) «g-c-g-e»; VII43 «f-h-d-a» - T53 «c-c-e-g»;VII2 «a-d-f-h» - T64 (К64) «g-e-g-c»).

2. Переходит в D7 и его обращения (внутрифункциональное разрешение): VII7 – D65, VII65 – D43, VII43 – D2, VII2 – D7.

Пример № 5 (С-dur: VII7 «h-a-d-f» - D65 «h-g-d-f» - T53 «c-g-c-e»; VII65 «d-h-f-a» - D43 «d-h-f-g» - T53 «c-c-e-g»; VII43 «f-h-d-a» - D2 «f-h-d-g» - T6 «e-c-c-g»; VII2 «a-h-f-d» - D7 «g-h-f-d» - T53 «c-c-e-c»).

VII7 и его обращения применяются в однородных и неоднородных проходящих оборотах, где в качестве проходящих аккордов употребляются трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды разных функций.

Однородные проходящие обороты:

VII7 – T53 – VII65;

VII65 – T6 – VII43;

VII43 – T64 – VII2;

VII43 – D53 – VII2.

Пример № 6. (C-dur: VII7 «h-f-a-d» – T53 «c-e-g-c» – VII65 «d-f-a-h»; VII65 «d-a-h-f» – T6 «e-g-c-e» – VII43 «f-a-h-d»; VII43 «f-h-d-a» – T64 «g-c-e-g» – VII2 «a-h-d-f»; VII43 «f-h-d-a» – D53 «g-h-d-g» – VII2 «a-h-d-f»).

Неоднородные проходящие обороты:

II7 – T6 – VII43;

S6 – T64 – VII43;

S6 – D53 – VII43; и т.д.

Пример № 7. (C-dur: II7 «d-a-c-f» – T6 «e-g-c-e» – VII43 «f-a-h-d»; S6 «a-c-f-f» – T64 «g-c-e-g» – VII43 «f-h-d-a»; S6 «a-c-f-f» – D53 «g-h-d-g» – VII43 «f-h-d-a»).

Нонаккорды состоят из 5 звуков и образуются путём добавления к септаккорду сверху ещё одной терции. В профессиональной музыке наиболее распространён доминантовый нонаккорд (D9), значительно реже – II9.

В натуральном мажоре встречается большой D9, в гармоническом мажоре и миноре – малый D9. Употребляется только в основном виде полным и неполным (без квинтового тона). При этом прима и нона аккорда должны находиться в разных октавах.

Пример № 1 (С-dur (натуральный): D9 «g-d-f-h-a», D9(-5) «g-f-h-a»; С-dur (гармонический): D9 «g-d-f-h-as», D9(-5) «g-f-h-as»).

Приготавливается D9 аккордами всех функций в плавном соединении:

1. Субдоминантовой функции – S53, II53, II7 с обращениями, реже VI53. Соединение гармоническое.

Пример № 2 (С-dur: S53 «f-c-f-a» - D9(-5) «g-h-f-a»; II6 «f-d-f-a» - D9 «g-h-d-f-a»; II7 «d-c-f-a» - D9(-5) «g-h-f-a»; VI53 «a-c-e-a» - D9 «g-h-d-f-a»).

2. Тонической функции – T53, T6.

Пример № 3 (С-dur: T53 «c-c-e-g» - D9(-5) «g-h-f-a»; T6 «e-c-g-g» - D9(-5) «g-h-f-a»).

3. Доминантовой функции – K64, D53, D7. При соединении с D7 возможно перемещение септимы в нону (как и обратное перемещение ноны в септиму в обороте D9 – D7).

Пример № 4 (С-dur: K64 «g-c-e-g» - D9(-5) «g-h-f-a»; D53 «g-h-d-g» - D9(-5) «g-h-f-a»; D7 «g-h-d-f» - D9(-5) «g-h-f-a»).

Разрешается D9 двумя способами:

1. Непосредственно в тонику. В случае опасности образования параллельных квинт полный D9 разрешается в T53 как VII7 на доминантовом басу (квинта D9 разрешается в терцию T53).

Пример № 5 (С-dur: D9 «g-h-d-f-a» - T53 «c-c-e-e-g»).

Неполный D9 разрешается по тяготению в полное Т53.

 

Пример № 6 (С-dur: D9(-5) «g-h-f-a» - T53 «c-c-e-g»).

 

2. Через переход в D7. Здесь нонаккорд воспринимается как задержание: нона D9 переходит в приму D7 (полный D9 переходит в пятизвучный D7 с удвоенной примой

Пример № 7 (С-dur: D9 «g-h-d-f-a» - D7 «g-h-d-f-g» - T53 «c-c-c-e-g»),

неполный D9 – в неполный D7).

 

Пример № 8 (С-dur: D9 (-5) «g-h-f-a» - D7 (-5) «g-h-f-g» - T53 «c-c-e-g»).