II. Способы соединения главных трезвучий.

Курск - 2014 г.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

Предметно-цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин

 

 

дисциплины ОП. 04 «Гармония»

для студентов II курса

специальности 073101 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов) углубленной подготовки

Автор: преподаватель Лозовая О.А.

 

I. Трезвучия в четырёхголосном изложении. Мелодическое положение и расположение трезвучия.

В процессе эволюции музыкального языка сформировался наиболее оптимальный четырёхголосный склад изложения, опирающийся на четыре основных голоса (тембра): бас, тенор, альт, сопрано. При четырёхголосном изложении трезвучий удваивается, т. е. дублируется один из его звуков. Обычно в трезвучиях удваивается прима (основной тон). Пример 1 (C-dur: T53 «c-c-e-g»)

В зависимости от расстояния между тремя верхними голосами определяется расположение трезвучия. Оно бывает тесным и широким. Тесным называется расположение, при котором в трёх верхних голосах звуки трезвучия располагаются подряд, образуя интервал терции или кварты. Пример 2 (C-dur: T53 «c-e-g-c»). Широким называется расположение, при котором между тремя верхними голосами образуется интервал квинты или сексты. Пример 3 (C-dur: T53 «c-g-e-c»). Расстояние от баса до тенора на расположение аккорда не влияет; бас может отстоять от тенора на расстояние до двух октав.

Верхний голос принято называть мелодией, а мелодическое положение трезвучия определяется тоном, звучащим в мелодии (мелодическое положение примы, терции или квинты). Пример 4 (C-dur: T53 «c-e-g-c», «c-g-c-e», «c-c-e-g»).

Тесное и широкое расположение вместе с мелодическим положением примы, терции или квинты образуют шесть положений трезвучия.

 

Гармонический оборот образуется в результате соединения аккордов, при котором важно не только расположение звуков по вертикали, но и голосоведение, т.е. проведение каждого голоса по горизонтали.

Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным. При плавном голосоведении голос остаётся на месте, движется поступенно или на интервал терцию. Скачкообразным называется движение голоса на интервал кварту, квинту, сексту и шире.

Совместное движение двух голосов бывает трёх видов: прямым, противоположным и косвенным. Прямым называется движение голосов в одном направлении. Разновидность прямого – параллельное движение, при котором голоса движутся в одном направлении на одинаковый интервал (параллельными терциями, секстами и т. д.). Запрещённым является движение параллельными примами, квинтами и октавами. Противоположное движение – это движение голосов в разные стороны. При косвенном голосоведении один из голосов остаётся на месте.

Главные трезвучия (T, S, D) соединяются двумя способами: гармоническим и мелодическим. При гармоническом способе соединения общий между трезвучиями звук остаётся на месте, бас может двигаться в любом направлении, а оставшиеся голоса движутся плавно. Пример 1 (C-dur: T53 «c-c-e-g» - S53 «f-c-f-a»). При мелодическом способе соединения бас движется на интервал не шире кварты, а оставшиеся голоса – в противоположном направлении. Пример 2 (C-dur: T53 «c-c-e-g» - S53 «f-a-c-f»). Трезвучия кварто-квинтового соотношения (T – S, T – D) имеют общий звук, поэтому могут соединяться как гармоническим, так и мелодическим способом. Трезвучия секундового соотношения (S – D) общих звуков не имеют, поэтому соединяются только мелодическим способом. Пример 3 (C-dur: S53 «f-c-f-a» - D53 «g-h-d-g»).