Выберите правильный ответ.
Ответ
Дифференциация товаров, продуктов –ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую.
Именно дифференциация порождает рынок монополистической конкуренции, который сегодня наиболее распространен.
Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах:
в зависимости от качества продукта,
от территориального размещения фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, расположенным вдалеке от оживленного места),
в зависимости от методов стимулирования сбыта (реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара). Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции: экономическое соперничество не сводится к одной лишь цене, но и сосредотачивается на таких факторах, как качество продукта, реклама и т.д. (яркий пример – рынок парфюмерных изделий: «Ультра-Ду», «Палмолив», «Камэй» раперебой расхваливают себя в многочисленных рекламных роликах). В конечном итоге выигрывают покупатели, каждый из которых удовлетворен полностью. Производители (продавцы) в условиях монополистической конкуренции (в условиях дифференциации товаров), когда нужно постоянно бороться за потребителя, являются небольшими по размеру фирмами, как в абсолютном, так и в относительном выражении (так легче постоянно изменять объемы, ассортимент), поэтому вступление в отрасль является относительно легким (не нужно огромных капитальных вложений).
Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды /5/. Как уже было сказано выше, дифференциация обеспечивает богатство и разнообразие моделей, что наилучшим образом удовлетворяет покупателей (а они имеют различные вкусы и предпочтения).
Кривая спроса на продукцию монополистической конкуренции более эластична, чем при чистой монополии (но до определенного предела), так как монополистический конкурент соседствует с другими производителями (продавцами) аналогичного товара/. Чем больше дифференциация товаров и ниже число конкурентов, тем меньше ситуация будет походить на чистую конкуренцию. И наоборот.
В условиях естественной монополии барьеров для проникновения в отрасль служит:
А) патентное право на изобретение;
Б) более низкие издержки крупного производства, обусловленные положительным эффектом масштаба производства;
В) контроль за редкими источниками сырья;