Влияние эффекта входа в отрасль на рыночную цену товара

Эффект входа фирм в отрасль – рис.38. Влияние эффекта входа в отрасль на рыночную цену товара – рис.39.

Рис.38.

Действуя в краткосрочном периоде, фирма уравняла средние суммарные издержки с ценой товара и выпускает qо единиц товара. Однако у нее имеются резервы снижения AТС путем расширения масштабов производства: увеличив размеры капитала, она может производить qо единиц товара с меньшими издержками на единицу продукции и получать прибыль (соответствует точке Е1). Но это вызовет экспансию капитала, увеличит предложение товара, что приведет к падению его цены (до величины P1). Процесс входа новых фирм в отрасль прекратится в точке E* - глобального минимума.

Процесс входа-выхода будет продолжаться пока фирмы не достигнут равновесия в долгосрочном периоде. Вышесказанное позволяет сформулировать три условия равновесия отрасли в долгосрочном периоде:

1) функционирующие фирмы наилучшим способом используют имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, когда МС=Р.

2) Не существует побудительных причин для фирм иных отраслей входить в отрасль. Иными словами, все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в краткосрочном периоде и получают нулевую прибыль, т.е. SATC=Р.

3) Фирмы отрасли не имеют возможности снижать суммарные издержки на единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это равносильно условию, что каждая фирма отрасли производит объем продукции q*, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в долгосрочном периоде, где кривая LATC имеет минимум.

Указанная ситуация отражена на рис.37.

 

Рис.39.

Первоначально на рынке устанавливается цена Рo, которая определяется пересечением кривой предложения S1 отрасли (в краткосрочном периоде) и рыночной кривой спроса D1. Производя Qeo единиц товара, фирмы всей отрасли находятся в долгосрочном равновесии. Пусть под воздействием каких-то факторов спрос на товар возрос и кривая спроса переместилась в положение D2. Это приводит к увеличению равновесной цены до Р1. Однако возможность получать прибыль вызовет экспансию капитала в отрасль, что повлечет рост предложения до величины S2. Поскольку цены ресурсов не меняются, то в точке Е3 вновь установится цена Ро, равная суммарным средним издержкам, и каждая фирма начнет получать нулевую прибыль, следовательно, в отрасли вновь наступит равновесие.

Точно также можно показать, что если под влиянием изменений рынка фирмы отрасли начинают нести убытки, то это явится сигналом для фирм отрасли, что существует более выгодный способ вложения капиталов. Из отрасли начнется выход отдельных фирм. Но это будет приводить к сокращению предложения товара, что начнет повышать равновесную цену,пока вновь не установится цена p0.

Заметим, что, достигнув равновесия в долгосрочном периоде, фирмы отрасли действуют в условиях неизменных средних издержек (постоянной отдачи ресурсов). В этой связи расширение отрасли за счет входа в нее новых фирм не приводит к обратному эффекту масштаба для фирм отрасли.