Стандартизация, сертификация и качество продукции
Связь курса с общественно экономическими и естественными науками
Основные термины, используемые
в курсе «Товароведение» и «Системы технологий промышленности»
Товар – это материальная продукция (потребительная стоимость), предназначенная для купли-продажи. Товар является основным объектом коммерческой деятельности и в рыночной экономике выполняет множество функций.
Товарная характеристика – это совокупность отличительных свойств, признаков конкретного товара или группы товаров.
Ассортимент – перечень видов товаров и изделий определенного назначения, объединяемых в группы по классификационному признаку. Ассортимент подразделяется на: групповой, видовой и внутривидовой. В теории и практике рассматриваются такие понятия, как свойства, показатели широты, полнота, новизна, структура, реальность, гармоничность ассортимента. Все они используются при управлении ассортиментом товара, формировании ассортимента и определении ассортиментной политики.
Сортамент (маркотипоразмер) – характеризует конкретное изделие, его размеры, марку и частично потребительные свойства (состояние поверхности, точность изготовления).
Прейскурант – систематизированный перечень определенной продукции с указанием цены.
Номенклатура-ценник продукции – это классифицированный перечень потребляемых материалов в производстве с их краткой характеристикой, условным обозначением, ценой.
Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Промышленный ассортимент – перечень товаров, выпускаемых предприятием.
Торговый ассортимент – это промышленный и импортный ассортимент товаров.
«Системы промышленных технологий» и «Товароведение» базируются на основных понятиях и знаниях фундаментальных и специальных дисциплин – химии, физики, маркетинга, технологии производства продукции, логистики, складского и тарного хозяйства, коммерческой деятельности и т.д.
Химия и физика дают сведения о внутреннем строении материалов.
Металловедение и материаловедение дают сведения о причинах возникновения дефектов, причинах разрушения, влиянии микроструктуры на свойства и качество.
Сведения по метрологии необходимы для обеспечения единства измерений и улучшения использования измерительной техники.
Знания поквалиметрии позволяют изучить качество товаров.
Современный научно-технический прогресс сопровождается появлением и развитием новых отраслей промышленности, а также реконструкцией и перевооружением действующих предприятий на базе новой техники, оборудования и технологии.
Стандарт означает норму, образец, требования. В технике стандартом называют образец, модель, с которым сравнивают промышленную продукцию. Стандартом называют также документ, который устанавливает требования к сырью и продукции, которых следует придерживаться каждому предприятию, которое ее производит.
Стандарты на продукцию массового производства включают полную характеристику этой продукции. Они отражают тип, марку, форму, размер продукции с сохранением физико-математических свойств и химического состава. В стандарте устанавливаются правила приемки продукции, методы испытаний и использования, правила упаковки, хранения, транспортирования, что гарантирует сохранение качества продукции.
Использование стандартов обеспечивает взаимозаменяемость отдельных деталей и узлов в машинах и механизмах, дает возможность радикально использовать сырье, топливо, электроэнергию.
Стандарты используются во всех странах мира.
В теории и практике товароведения рассматриваются такие понятия, как свойства, показатели широты, полнота, новизна, структура, реальность, гармоничность ассортимента. Все они используются при управлении ассортиментом товара, формировании ассортимента и определении ассортиментной политики.
Стандартизация, сертификация и качество продукции
Современный научно-технический прогресс сопровождается появлением и развитием новых отраслей промышленности, а также реконструкцией и перевооружением действующих предприятий на базе новой техники, оборудования и технологий.
В этой связи к качеству современных видов продукции (материалов и оборудования) предъявляются повышенные требования. Товары, не отвечающие мировым стандартам, не выдерживают конкуренции на рынке, что наносит значительный ущерб экономике. В рыночных условиях невыгодно производить большое количество товаров низкого качества при высоких ценах. Важную роль в решении этих вопросов играют стандартизация и сертификация продукции.
Важнейшим средством улучшения качества выпускаемой продукции является стандартизация. В производстве того или иного изделия участвуют десятки, сотни предприятий многих отраслей народного хозяйства. В этих условиях стандартизация – главное, а иногда и единственное средство межотраслевой увязки и оптимизации требований, предъявляемых к продукции на всех стадиях от производства до потребления.
Стандарт — это нормативный документ, в котором установлены для всеобщего и многократного использования правила, требования, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, для достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт разрабатывает и утверждает специальный орган на основе достижения согласованности по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.
Стандарты должны основываться на мировых достижениях науки, техники, учитывать практический опыт и быть направлены на оптимальное удовлетворение как отдельных потребителей, так и общества в целом без нанесения ущерба окружающей среде.
Различают международную, региональную, национальную и государственную системы стандартизации, выделяя при этом область, объект и нормативные документы стандартизации.
Важным элементом стандартизации является унификации объектов стандартизации.
Под унификацией продукциипонимают выбор оптимального количества разновидностей продукции, значений их параметров и размеров.
Основные цели стандартизации продукции:
Ø реализация единой технической политики в сфере стандартизации продукции;
Ø защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды;
Ø обеспечение качества продукции в соответствии с достижениями науки и техники;
Ø обеспечение унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции, ее надежности;
Ø рациональное использование всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;
Ø создание нормативной базы функционирования системы стандартизации и сертификации продукции;
Ø устранение технических и терминологических препятствий для создания конкурентоспособной продукции и ее выхода на мировой рынок;
Ø внедрение и применение современных производственных и информационных технологий.
Стандартизация строится на таких принципах:
• гармонизация нормативных документов;
• обеспечение соответствия требований нормативных документов (стандартов) государственным законодательным актам;
• обеспечение взаимосвязи между стандартами, их пригодности, открытости;
• применение информационных компьютерных систем и технологий.
Сертификация продукции— это деятельность, направленная на установление и подтверждение соответствия продукции стандартам или другим нормативным актам.
В некоторых странах продукция подлежит сертификации по ее экологическим свойствам и безопасности для человека. Для повышения конкурентоспособности товаров, особенно в области внешней торговли, некоторые поставщики (производители) принимают решение о добровольной сертификации.
Сертификация продукции позволяет: