Стандартизация, сертификация и качество продукции

Связь курса с общественно экономическими и естественными науками

Основные термины, используемые

в курсе «Товароведение» и «Системы технологий промышленности»

Товар – это материальная продукция (потребительная стоимость), предназначенная для купли-продажи. Товар является основным объектом коммерческой деятельности и в рыночной экономике выполняет множество функций.

Товарная характеристика – это совокупность отличительных свойств, признаков конкретного товара или группы товаров.

Ассортимент – перечень видов товаров и изделий определенного назначения, объединяемых в группы по классификационному признаку. Ассортимент подразделяется на: групповой, видовой и внутривидовой. В теории и практике рассматриваются такие понятия, как свойства, показатели широты, полнота, новизна, структура, реальность, гармоничность ассортимента. Все они используются при управлении ассортиментом товара, формировании ассортимента и определении ассортиментной политики.

Сортамент (маркотипоразмер) – характеризует конкретное изделие, его размеры, марку и частично потребительные свойства (состояние поверхности, точность изготовления).

Прейскурант – систематизированный перечень определенной продукции с указанием цены.

Номенклатура-ценник продукции – это классифицированный перечень потребляемых материалов в производстве с их краткой характеристикой, условным обозначением, ценой.

Продукция – это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Промышленный ассортимент – перечень товаров, выпускаемых предприятием.

Торговый ассортимент – это промышленный и импортный ассортимент товаров.

 

«Системы промышленных технологий» и «Товароведение» базируются на основных понятиях и знаниях фундаментальных и специальных дисциплин – химии, физики, маркетинга, технологии производства продукции, логистики, складского и тарного хозяйства, коммерческой деятельности и т.д.

Химия и физика дают сведения о внутреннем строении материалов.

Металловедение и материаловедение дают сведения о причинах возникновения дефектов, причинах разрушения, влиянии микроструктуры на свойства и качество.

Сведения по метрологии необходимы для обеспечения единства измерений и улучшения использования измерительной техники.

Знания поквалиметрии позволяют изучить качество товаров.

 

 

Современный научно-технический прогресс сопровождается появлением и развитием новых отраслей промышленности, а также реконструкцией и перевооружением действующих предприятий на базе новой техники, оборудования и технологии.

Стандарт означает норму, образец, требования. В технике стандартом называют образец, модель, с которым сравнивают промышленную продукцию. Стандартом называют также документ, который устанавливает требования к сырью и продукции, которых следует придерживаться каждому предприятию, которое ее производит.

Стандарты на продукцию массового производства включают полную характеристику этой продукции. Они отражают тип, марку, форму, размер продукции с сохранением физико-математических свойств и химического состава. В стандарте устанавливаются правила приемки продукции, методы испытаний и использования, правила упаковки, хранения, транспортирования, что гарантирует сохранение качества продукции.

Использование стандартов обеспечивает взаимозаменяемость отдельных деталей и узлов в машинах и механизмах, дает возможность радикально использовать сырье, топливо, электроэнергию.

Стандарты используются во всех странах мира.

В теории и практике товароведения рассматриваются такие понятия, как свойства, показатели широты, полнота, новизна, структура, реальность, гармоничность ассортимента. Все они используются при управлении ассортиментом товара, формировании ассорти­мента и определении ассортиментной политики.

 

Стандартизация, сертификация и качество продукции

Современный научно-технический прогресс сопровождается появ­лением и развитием новых отраслей промышленности, а также рекон­струкцией и перевооружением действующих предприятий на базе новой техники, оборудования и технологий.

В этой связи к качеству современных видов продукции (материалов и оборудования) предъявляются повышенные требования. Товары, не отвечающие мировым стандартам, не выдерживают конкурен­ции на рынке, что наносит значительный ущерб экономике. В рыночных условиях невыгодно производить большое количество товаров низкого качества при высоких ценах. Важную роль в решении этих вопросов играют стандартизация и сертификация продукции.

Важнейшим средством улучшения качества выпускаемой продукции является стандартизация. В производстве того или иного изделия участвуют десятки, сотни предприятий многих отраслей народного хозяйства. В этих условиях стандартизация – главное, а иногда и единственное средство межотраслевой увязки и оптимизации требований, предъявляемых к продукции на всех стадиях от производства до потребления.

Стандарт — это нормативный документ, в котором установлены для всеобщего и многократного использования правила, требования, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, для достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт разрабатывает и утверждает специальный орган на основе достижения согласованности по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

Стандарты должны основываться на мировых достижениях науки, техники, учитывать практический опыт и быть направлены на оптимальное удовлетворение как отдельных потребителей, так и общества в целом без нанесения ущерба окружающей среде.

Различают международную, региональную, национальную и государственную системы стандартизации, выделяя при этом область, объект и нормативные документы стандартизации.

Важным элементом стандартизации является унификации объектов стандартизации.

Под унификацией продукциипонимают выбор оптимального количества разновидностей продукции, значений их параметров и размеров.

Основные цели стандартизации продукции:

Ø реализация единой технической политики в сфере стандартизации продукции;

Ø защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды;

Ø обеспечение качества продукции в соответствии с достижениями науки и техники;

Ø обеспечение унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции, ее надежности;

Ø рациональное использование всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;

Ø создание нормативной базы функционирования системы стандартизации и сертификации продукции;

Ø устранение технических и терминологических препятствий для создания конкурентоспособной продукции и ее выхода на мировой рынок;

Ø внедрение и применение современных производственных и информационных технологий.

Стандартизация строится на таких принципах:

• гармонизация нормативных документов;

• обеспечение соответствия требований нормативных документов (стандартов) государственным законодательным актам;

• обеспечение взаимосвязи между стандартами, их пригодности, открытости;

• применение информационных компьютерных систем и технологий.

Сертификация продукции— это деятельность, направленная на установление и подтверждение соответствия продукции стандартам или другим нормативным актам.

В некоторых странах продукция подлежит сертификации по ее экологическим свойствам и безопасности для человека. Для повышения конкурентоспособности товаров, особенно в области внешней торговли, некоторые поставщики (производители) принимают решение о добровольной сертификации.

Сертификация продукции позволяет: