Стандартизация, сертификация и качество продукции.

Связь курса с общественно -экономическими и естественными науками.

Предмет и задачи курса

Тема 1. Основы товароведения и технологии

В условиях рыночных отношений, оптовой торговли и стимулирования сбыта товаров производственного назначения больше всего необходимо знание их характеристик и особенностей продвижения на рынке для специалистов, занимающихся коммерческой деятельностью.

Повседневное потребление товаров как в быту, так и на производстве создает предпосылки для детального изучения их потребительских свойств и условий эксплуатации.

Основная цель изучения дисциплин «Системы промышленных технологий» и «Товароведение» - на основе теории овладеть знаниями, необходимыми для решения практических задач в области коммерческой деятельности на производстве и в сфере обращения основных групп товаров производственного назначения.

Общим для всех слов – товароведение, металловедение, материаловедение – является слово «ведение», что означает изучение. Термин «технология» означает с греческого «техно» - мастерство, ремесло, а «лого» - изучение, учение. Разница заключается лишь в объектах, которые изучает данная наука. Металловедение и материаловедение – науки, изучающие внутреннее строение исследуемых объектов и связь между структурой и свойствами материалов.

Технология – это процесс последовательного изучения состояния, свойств, формы или размеров предмета труда, который осуществляется при изготовлении готовой продукции. Один и тот же вид продукции можно изготовить разными способами, т.е. используя разные технологии.

Например, сталь можно выплатить разными способами, строительные материалы, резино-технические изделия, полимерную продукцию и т.д. В современных технологиях широко используются научные достижения механики, химии, физики, товароведения, материаловедения.

Технология позволяет выявлять пути рационального использования имеющихся резервов и роста производства, внедрение в производство научно-технических достижений, выбирать наиболее эффективные способы использования сырья, материалов, топлива и т.д., правильно определять производственные мощности предприятий. Каждое предприятие выпускает продукцию по определенной технологии. Выбор технологии зависит от вида, свойств сырья, материалов, полуфабрикатов, их количества.

Товароведение изучает потребительную стоимость товаров, т.е. потребительные свойства, способные удовлетворять конкретные потребности. Потребительная стоимость товара создается в процессе технологии производства и как продукт труда, товар проявляет себя при реализации потребительной стоимости, т.е. в потреблении. Так как любой вид товара характеризуется различными показателями положительных и отрицательных свойств, то каждый товар призван удовлетворять конкретную потребность.

Для характеристики потребительной стоимости важную роль играют различные числовые показатели таких свойств, как физические, механические, химические, электрические и другие. Числовые показатели каждого свойства зависят от способа производства, т.е. технологии и от состава применяемого сырья. При эксплуатации проявляются как положительные, так и отрицательные свойства.

Среди основных факторов определяющих потребительную стоимость можно отнести:

- комплекс заранее запрограммированных объективных свойств и параметров продукции;

- отношение к этим свойствам потребителей.

Чем больше объективных свойств и нормативов оказываются полезными для потребителя, тем выше потребительная стоимость данного вида продукции. Так, например, уголь для одних предприятий представляет потребительную стоимость, а для других нет, хотя сумма его объективных физико-химических, механических и других качественных характеристик остается неизменной. Коксующийся уголь можно с большим успехом использовать как энергетический уголь, т.к. он удовлетворяет основному требованию, предъявленному для энергетических углей высокой теплоты сгорания. Но для металлургического производства уголь коксующийся представляет гораздо большую потребительную стоимость, поскольку соответствует целой комбинации требуемых характеристик (по виду летучих свойств, сжигаемости, калорийности, зольности т.д.)

Если в силу каких-то причин та или иная продукция не в состоянии удовлетворить возникшую в определенный период потребность, она не может оказаться в данный период полезной, т.е. рассматриваться в данное время как потребительная стоимость. А это значит, что действительно полезными, т.е. реальными потребительными стоимостями продукты труда становятся при условии, если количество, качество, место и время их поступления каждый раз соответствуют реально возникшей в них производственной потребности.

Удаленная от своих потребителей, избыточная по величине и преждевременно поступившая или заказанная продукция, надобность в которой пока отсутствует, может считаться потребительной стоимостью условно, т.е. в лучшем случае обладать потенциальной полезностью. Чтобы превратить эту потенциальную стоимость в реальную, необходимо направить продукцию в нужное место, в нужное время требуемого качества и в нужном количестве, в полном соответствии пространственно-временным величинам, возникающих потребностей.

Как наука товароведение и технология решает множество задач, среди которых:

- установление показателей и критериев качества продукции;

- исследование, изменение свойств материалов в процессе эксплуатации и на основе данных их работы в изделии разработать рациональные нормы их потребления;

- исследование методов изучение характеристик товаров;

- изучение свойств и ассортимента товаров;

- выбор режима хранения и транспортирования сырья и материалов, обеспечение качества и количества при поставках товаров и установление причин потерь;

- разработка научно-обоснованной классификации и методов кодирования сырья материалов и промышленной продукции;

- изучение принципа взаимозаменяемости материалов с учетом более полного использования их свойств и экономии дефицитных компонентов

- изучение общепринятой маркировки сырья и материалов.

Основные задачи технологии:

- использование современных технологий для производства продукции требуемого количества и качества;

- исследование путей снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Специфика курса:

- методы исследования свойств товаров;

- оценка качества товаров;

- классификация, стандартизация, маркировка, способы хранения и транспортирования товаров.

Основные принципы товароведения и технологии:

- соблюдение техники безопасности и охраны труда на производстве, безопасность использования товаров при производстве и эксплуатации;

- совместимость товаров при эксплуатации, хранении и транспортировке;

- взаимозаменяемость товаров при их использовании;

- стандартность.

Объектом изучения данной дисциплины являются средства производства (предметы и средства труда) являющиеся продукцией производственно-технического назначения.