Инструкционно-технологическая карта №1
Контрольные вопросы к заданию 1
1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130?
2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?
3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 и как располагаются замки колец?
4. В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны?
5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?
6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе ЗИЛ-130?
7. Как определить ВМТ первого цилиндра?
8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя ЗИЛ-130?
9. Как определить номер цилиндра?
10.Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных?
Инструкционно-технологическая карта №1
Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей
ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, КамАЗ-740
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
| ||
1. 1.Отвернуть гайку крепления всасывающего коллектора 2. 2.Снять коллектор, прокладки 3. 3.Отвернуть гайку крепления крышки одного из рядов цилиндров 4. 4.Снять крышку головки блока 5. 5.Отвернуть гайки крепления оси коромысла 6. 6.Снять ось коромысла в сборе 7. 7.Вынуть штанги толкателей 8. 8.Извлечь толкатели 9. 9.Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров 10. 10.Снять головку цилиндров, прокладку головки 11. 11.Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп. 3 – 10 ИТК№1 12. 12.Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен 13. 13.Снять крышку 14. 14.Снять маслоотражатель 15. 15.Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала 16. 16.Вынуть вал с шестерен 17. 17.Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров 18. 18.Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) 19. 19.Снять крышки с вкладышами 20. 20.Отвернуть гайки и контргайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров 21. 21.Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров 22. 22.Вынуть их этих цилиндров поршни с шатунами 23. 23.Зажать в тиски шатун 24. 24.Извлечь стопорные кольца из канавок бобышек | Ключ торцовый 13мм Ключ гаечный 17мм Ключ торцовый 17мм Съемник специальный Ключ торцовый 22мм (ЗМЗ-53), 19мм (ЗИЛ-130) Ключ гаечный 13мм Ключ торцовый 13мм Пассатижи Ключи торцовые 15мм (ЗМЗ-53), 19мм (ЗИЛ-130) Ключи гаечные 17, 19мм Тиски Круглогубцы | Болты выворачивать через отверстие в шестерне |
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
25.Освободить шатун из тисков 26.Зажать в тисках поршень 27.Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца | Тиски Приспособление специальное | Использовать в тисках деревянные губки Расширители маслосъемного кольца снять вручную |
| ||
1.Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров 2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек 3.Зашплинтовать гайки 4.Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем 5.Вставить в бобышки поршня стопорные кольца 6.Установить на поршень поршневые кольца 7.Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала (ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала (ЗИЛ-130) 8.Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала | Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130), ключ динамометрический d 1,8 мм, пассатижи Проволока Круглогубцы Приспособление специальное | Вкладыши предварительно смазать моторным маслом Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно — динамометрическим, момент силы, Нм: ЗМЗ-53-100... ПО ЗИЛ-130 -ПО... 130 Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С. На автомобиле ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов, а для шатунов левого ряда — в одну сторону Компрессионные кольца ставить внутренней выточкой вверх, замки сместить один относительно другого на 180° для ЗМЗ-53 и на 120° для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180°, а у радиального и осевого расширителя — под утлом 90° к ним и с направлением в противоположные стороны Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом Перед установкой вкладыши смазать маслом, выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна (ЗМЗ-53) |
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек 10.Завернуть контргайки 11.Установить распределительный вал с шестерней на место 12.Завернуть болты крепления фланца распределительного вала 13.Установить маслоотражатель 14.Установить крышку распределительных шестерен на место 15.Завернуть гайки крепления крышки 16. Установить прокладки головок цилиндров 17. Установить на место головки цилиндров 18. Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крепления головок 19. Установить толкатели 20. Установить штанги толкателей 21. Установить оси коромысел в сборе 22. Завернуть гайки крепления осей коромысел | Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130 Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130) Ключ торцовый 13 мм Ключ гаечный 13 мм Ключ динамометрический Ключ торцовый 17 мм | Затягивать сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом, момент силы, Н ■ м: ЗМЗ-53-68...75 ЗИЛ-130 -70...80 Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на один-два оборота Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам Прокладки натереть графитным порошком Гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) затягивать равномерно в два приема в определенной по- следовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Им:ЗМЗ-53-73 ...78 ЗИЛ-130 -70...90 |
3. Регулировка тепловых зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 | ||
1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия 2. Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53 — до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130 -до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания 3. Отрегулировать клапаны первого цилиндра, для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта 4. Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах | Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм | Такт сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной вместо свечи. Оба коро-мысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора Двигатель должен быть холодным. Для всех клапанов зазоры равны 0,25...0,30 мм Порядок регулирования соответствует по рядку зажигания — |
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
5. Установить крышки коромысел 6. Завернуть гайки крепления крышек коромысел 7. Установить прокладки под всасывающий коллектор 8. Установить всасывающий коллектор 9. Завернуть гайки (ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора | Ключ гаечный 17 мм Ключ торцовый 13 мм | первый, рядку зажигания — первый, пятый, четвертый, второй, шестой, третий, седьмой, восьмой. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90° Гайки или болты затягивать крест-накрест (момент силы 15...20 Н-м) |
4. Разборка КШМ двигателя КамАЗ-740 | ||
1. Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя 2. Снять картер 3. Отвернуть гайки крепления крышек шатунов первого и пятого цилиндров 4. Снять крышки шатунов с вкладышами на первом и пятом цилиндрах 5. Извлечь поршни с шатунами на первом и пятом цилиндрах 6. Снять поршневые кольца с поршней первого и пятого цилиндров 7. Извлечь стопорное кольцо поршневого пальца 8. Выпрессовать поршневой палец | Ключ торцовый 17 мм Ключ гаечный 22 мм Выколотка деревянная Приспособление специальное Круглогубцы | |
5. Сборка КШМ двигателя КамАЗ-740 | ||
1, Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном 2. Установить стопорное кольцо поршневого кольца 3. Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров 4. Установить поршни в сборе с кольцами и шатунами в гильзы первого и пятого цилиндров | Круглогубцы Приспособление специальное | Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом, чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки смененных колец расположить в противоположные стороны Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине |
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | ||
5. Установить верхние крышки шатунов 6. Затянуть гайки шатунных болтов | Ключ динамометрический | Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в два приема. Момент силы первого приема (30 ± 1) Н • м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90°. Зазора в стыке шатуна и крышки быть не должно | ||
6. Регулировка зазоров в ГРМ двигателя КамАЗ-740 | ||||
Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол. 1. Установить фиксатор маховика в нижнее положение 2. Проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в углубление маховика 3. Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива 4. Вывести фиксатор из зацепления 5. Провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60° 6. Проверить момент затягивания крепления стоек коромысел регу- лируемых цилиндров 7. Проверить щупом зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов первого и пятого цилиндров (передние клапаны правого ряда цилинд- ров — впускные, левого — выпускные) | Вороток Ключ динамометрический Щуп | Регулируемые цилиндры | Положение коленчатого вала | Угол поворота |
Первый, пятый Четвертый, второй Шестой, третий Седьмой, восьмой | I II III IV | |||
Коленчатый вал проворачивать за отверстие в маховике При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление маховика Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседни- ми отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Клапаны первого и пятог цилиндров закрыты (штанги клапанов легко поворачиваются рукой) Момент силы при затягивании 42... 54 Н • м Зазор 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов. Щуп должен входить и выходить с усилием | ||||
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | ||
8. Отвернуть контргайку регулировочного винта 9. Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора 10. Завернуть контргайку 11. Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно (со- гласно порядку работы цилиндров) | Ключ гаечный 19 мм Отвертка Ключ гаечный 19 мм Отвертка, ключ гаечный 19 мм | Коленчатый вал проворачивать каждый раз на 180° (шесть отверстий маховика) по ходу вращения |