Размеры внутрибуквенных просветов

Характер засечек (серифов) и концевых элементов

засечки — небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Так, если в шрифтах типа старинной антиквы засечки имеют плавные скругления в местах соединения со штрихами, обладают достаточной цветностью и хорошо держат букву на плоскости, то в шрифтах типа новой антиквы таких скруглений нет.

В целях улучшения равновесия элемен­тов в буквах с большим контрастом штрихов можно изменять форму засечек (треуголь­ная, треугольно-вогнутая и круглая формы) в местах соединения с дополнительными штрихами. Необходимо только, чтобы вы­бранная форма нашла себе соответствие в других буквах, строящихся на одной конст­руктивной основе.

Направленность асимметричных букв можно регулировать, изменяя характер засе­чек и концевых элементов, для придания равновесия оптическим полям всех букв и знаков, входящих в шрифтовую компози­цию.

Первые три буквы Б,Г,Е имеют заметно боль­шую направленность вправо. Вертикальные засечки и засечки, направленные внутрь буквы, зрительно сокращают направлен­ность.

 

Очень важен принцип идентичности кон­цевых элементов в буквах и знаках в преде­лах одной гарнитуры. Соблюдение этого принципа придает определенной гарнитуре графическое единство, что также существен­но влияет на общий ритм. Иногда, чтобы отличить буквы от цифр, как, например, в брусковом шрифте, концевым элементам придают круглое заверше­ние. Однако в этом случае округления кон­цевых элементов должны найти себе соответ­ствие в строчных знаках. Круглые концевые элементы встречаются в отдельных гарни­турах как в строчных, так и в прописных буквах.

Рассмотренная взаимосвязь букв, созда­ваемая формами засечек и концевых элементов, в основном и составляет предмет раз­думий в творчестве рисовальщика шрифта. Неизменными остаются графемы, то есть «скелет» букв и других знаков алфавита, а «одежду» для них, рисунок, пропорции, равновесие элементов создает художник.

наплывы—утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные вниз (в левой половине буквы) и вверх (в правой ее половине). И эта особенность напоминает о связи типографских шрифтов с рукописными.

И далее, посредством ритмического, об­разного и колористического строя шрифто­вой композиции достигается необходимая выразительная форма для текста определен­ного содержания.

 

Расстояние между основными штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт восприни­мается как более широкий и округлый.

Они всецело зависят от рисунка букв и определяются плотностью и насыщен­ностью. В рубленых шрифтах прямоуголь­ной формы с самым простым ритмическим построением внутрибуквенные просветы равны толщине основного штриха.

Единственное достоинство этого шриф­та — предельная простота построения. К не­достаткам следует отнести низкую из-за недостаточной дифференцированности букв удобочитаемость, особенно в длинных тек­стах; монотонность ритма; зрительное не­равенство вертикальных и горизонтальных штрихов, отчего горизонтальные штрихи кажутся тяжелее.

Интерлиньяж (Linespace)

Интерлиньяж – расстояние между линиями шрифта в соседних строках текста. Оказывает существенное влияние на комфортность чтения.