Размеры внутрибуквенных просветов
Характер засечек (серифов) и концевых элементов
засечки — небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.
Так, если в шрифтах типа старинной антиквы засечки имеют плавные скругления в местах соединения со штрихами, обладают достаточной цветностью и хорошо держат букву на плоскости, то в шрифтах типа новой антиквы таких скруглений нет.
В целях улучшения равновесия элементов в буквах с большим контрастом штрихов можно изменять форму засечек (треугольная, треугольно-вогнутая и круглая формы) в местах соединения с дополнительными штрихами. Необходимо только, чтобы выбранная форма нашла себе соответствие в других буквах, строящихся на одной конструктивной основе.
Направленность асимметричных букв можно регулировать, изменяя характер засечек и концевых элементов, для придания равновесия оптическим полям всех букв и знаков, входящих в шрифтовую композицию.
Первые три буквы Б,Г,Е имеют заметно большую направленность вправо. Вертикальные засечки и засечки, направленные внутрь буквы, зрительно сокращают направленность.
Очень важен принцип идентичности концевых элементов в буквах и знаках в пределах одной гарнитуры. Соблюдение этого принципа придает определенной гарнитуре графическое единство, что также существенно влияет на общий ритм. Иногда, чтобы отличить буквы от цифр, как, например, в брусковом шрифте, концевым элементам придают круглое завершение. Однако в этом случае округления концевых элементов должны найти себе соответствие в строчных знаках. Круглые концевые элементы встречаются в отдельных гарнитурах как в строчных, так и в прописных буквах.
Рассмотренная взаимосвязь букв, создаваемая формами засечек и концевых элементов, в основном и составляет предмет раздумий в творчестве рисовальщика шрифта. Неизменными остаются графемы, то есть «скелет» букв и других знаков алфавита, а «одежду» для них, рисунок, пропорции, равновесие элементов создает художник.
наплывы—утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные вниз (в левой половине буквы) и вверх (в правой ее половине). И эта особенность напоминает о связи типографских шрифтов с рукописными.
И далее, посредством ритмического, образного и колористического строя шрифтовой композиции достигается необходимая выразительная форма для текста определенного содержания.
Расстояние между основными штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.
Они всецело зависят от рисунка букв и определяются плотностью и насыщенностью. В рубленых шрифтах прямоугольной формы с самым простым ритмическим построением внутрибуквенные просветы равны толщине основного штриха.
Единственное достоинство этого шрифта — предельная простота построения. К недостаткам следует отнести низкую из-за недостаточной дифференцированности букв удобочитаемость, особенно в длинных текстах; монотонность ритма; зрительное неравенство вертикальных и горизонтальных штрихов, отчего горизонтальные штрихи кажутся тяжелее.
Интерлиньяж (Linespace)
Интерлиньяж – расстояние между линиями шрифта в соседних строках текста. Оказывает существенное влияние на комфортность чтения.