Англосаксонская система.

Системы местного самоуправления и управления

В настоящее время в зависимости от различных подходов к органи­зации публичной власти на местах и с учетом национальных особен­ностей в государствах мира существуют три системы местных орга­нов самоуправления и управления.

Англосаксонская (классическая) модель получила распространение преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Основными чертами этой модели являются:

- формальная автономия и самостоятельность местного самоуправления;

- отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих органы местного самоуправления.

Отношения между центральной властью и местным самоуправлением в странах, ориентированных на данную модель, определяются принципом “действовать в пределах предоставленных полномочий”, т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.

Данная модель не предусматривает наличия на местах каких-либо чиновников, назначаемых из центра для контроля за органами самоуправления. Местные советы в пределах закона, обычая (сложившейся практики), судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов. Контроль за органами местного самоуправления является, в основном, косвенным: через финансирование их деятельности; посредством проводимых отраслевыми министерствами инспекционных проверок; путем принятия адаптивных законов (парламент принимает типовые законы, а местные органы вводят их в действие на своей территории с изменениями, обусловленными местными особенностями); в форме судебного контроля.

В городах имеются хартии самоуправления (городские хартии), в соответствии с которыми гражданами либо городскими советами из­бираются мэры городов. В немногих городах США применяется и такой порядок, когда небольшой представительный орган нанимает по контракту специалиста — менеджера для управления городом, менед­жер тоже получает обычно титул мэра. Каких-либо чиновников, назна­чаемых из центра на места для контроля за органами самоуправления или действующих как исполнительные органы общей компетенции от имени центра, при данной системе нет.

Для решения местных вопросов во всех административно-территориальных единицах (общинах) — графствах, округах в Англии и Уэльсе, в областях и округах Шотлан­дии, в графствах штатов США, в Австралии, Канаде и т.д. избирается совет, обычно сроком на 4 года. В небольших графствах численный состав совета очень мал, 3—5 членов, в крупных достигает 50 человек, в округах США избирается правление из нескольких лиц. Наряду с этими коллегиальными органами население непосредственно избира­ет должностных лиц (шерифа, который является в США начальником полиции графства, атторнея, который представляет графство в суде, и др.). Органа общей компетенции учреждения самоуправле­ния в Великобритании, США, Австралии, Канаде не создают. В США этой деятельностью занимаются избранные должностные лица, в Ве­ликобритании — отраслевые постоянные комитеты, создаваемые из членов советов (комитеты по жилищному строительству, по местным дорогам, по вопросам образования и т.д.). Эти же комитеты готовят проекты решений совета о назначении должностных лиц, которые под руководством соответствующего комитета занимаются непосредствен­но исполнительной деятельностью, проекты утверждаются на сессии совета, которая, таким образом, и производит назначение.