Лекция 5. Реабилитация как основное направление социальной защиты инвалидов

1. Определение понятий «реабилитация», «адаптация», «ресоциализация»

2. Понятие о медицинской, психологической, педагоги­ческой, профессиональной реабилитации

3. Виды социальной помощи инвалидам

4. Льготы предоставляемые инвалидам

5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

 

Формирование и терминология концепции социальной реаби­литации берут свое начало в англосаксонских странах, где реаби­литация приобрела свое современное содержание в годы Второй мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабили­тации появились гораздо раньше - в XIX в. Впервые определение понятия «реабилитация» дано в 1903 г. фон Бусом. В бук­вальном переводе термин «rehablitation» обозначает «восстановле­ние прав, способностей, доброго имени». Термин «реабилитация» используется и в юридическом смысле, например реабилитация репрессированных, применение к подсудимым мер воспитатель­ного характера. В отношении больных людей и инвалидов термин «реабилитация» в отдельные исторические периоды и в разных странах имел различный смысл. В Скандинавских странах больше говорили о принципе нормализации, во Франции - о реадапта­ции. Некоторые под реабилитацией понимали восстановление боль­ного человека как личности, как члена общества.

Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исхо­дила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабили­тация» в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела ста­тус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказа­нии помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.

С увеличением числа больных с хроническими формами сома­тических заболеваний, детей, родившихся с генетически обус­ловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случа­ев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от меди­цинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентиро­ванной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных (например, для глу­хих, слепых, лиц с психическими нарушениями, с расстройства­ми опорно-двигательного аппарата). В 1958 г. была создана между­народная система организации реабилитации, в 1960 г. - между­народное общество по реабилитации инвалидов, которое являет­ся членом ВОЗ и работает в контакте с ООН и ЮНЕСКО.

Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положе­ниями социальной гигиены, психологии, педагогики, социоло­гии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицин­скую, педагогическую, психологическую, профессиональную ре­абилитацию.

В 1969 г. в Дублине на XI Международном конгрессе по реаби­литации были приняты директивы о социальном компоненте ре­абилитации. Основой концепции социальной реабилитации по­служил подход к человеку как к биопсихосоциальному субъекту, который существует в конкретной социальной среде. Поэтому со­циальная реабилитация охватывает как социальные, социально­ психологические аспекты жизни человека, так и общественные условия.

В 1982 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в которой предусматривались следующие направления:

- раннее обнаружение патологии диагностика и вмешательство;

- медицинское обслуживание;

- консультирование и оказание помощи в социальной области;

- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

-обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособления­ми и пр.;

- специальные услуги в области образования;

- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособ­ности (включая профессиональную ориентацию, профессиональ­но-техническую подготовку, трудоустройство).

Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления - меры медицинской реаби­литации, профилактику ухудшения здоровья и усилия по его вос­становлению; реабилитацию личности, восстановление социо­функциональных способностей индивида; максимально скорое и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспе­чение внешних возможностей для интеграции инвалидов в обще­ство; создание системы реабилитации, объединяющей централи­зованные (государственные) и децентрализованные ресурсы. Со­циальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и обязанностью общества перед инвали­дом.

Достижение основной цели реабилитации - восстановления человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции, - возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитаци­онных мероприятий.

Современное понимание реабилитации включает в себя комп­лекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью кото­рых является скорейшее и наиболее полное восстановление утрачен­ных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а так же обеспечения инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов ­реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации.

Реконвалесценция - это этап выздоровления с восстановлени­ем нарушенных биологических и психологических функций орга­низма. Процесс активного лечения направлен на устранение бо­лезненных биологических (физиологических) патологических про­явлений. Но это не всегда удается. При хроническом заболевании патология полностью не устраняется, при травме тела остается физический дефект. Это влечет за собой дезадаптацию, парциаль­ную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на ка­кую-либо определенную область жизнедеятельности. При тоталь­ной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизнедеятельности - работу, образование, интерперсональные от­ношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и соци­альной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, спо­собные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстано­вительным лечением с адаптацией и реадаптацией.

Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям су­ществования. Причем адаптация может происходить в виде пас­сивного приспособления потребностей личности к реальным об­стоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целе­направленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации - обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей со­циально-реабилитационной средой.

Реадаптация - понимается как приспособление к условиям жиз­ни на новом функциональном уровне с использованием резерв­ных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологиче­ского, личностного и социального плана. Человек с инвалиднос­тью оказывается перед необходимостью переосмысления своей роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей, возможно, изменения профессии и установления новых взаимоотношений с окружающими. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации - ресоциализацией. Если под социализацией пони­мается особый процесс включения индивида в общество, резуль­тат усвоения и активного воспроизводства личностью социально­го опыта, социальных норм и ценностей, осуществляемый в об­щении и деятельности, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой. Это заключительный этап, который опре­деляет эффективность всего предшествующего периода реабили­тации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества - от бытовой до политической.

В отношении детей с врожденными дефектами или рано при­обретенными нарушениями функций организма употребляют тер­мин «абилитация». Абилитация - направлена на формирование но­вых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались нераз­витыми у растущего ребенка.

Таким образом, различные формы реабилитации соответству­ют трем классам последствий болезни (разработанным ВОЗ), ко­торые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

- органном, или биологическом, что выражается в отклонени­ях от нормального морфофункционального статуса и вызывает на­рушения органов и систем;

- организменном, вызывая ограничение способности к пере­движению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что при водит к снижению работоспособности и самообслуживания;

- социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом.

В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилита­ции - функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологиче­ского процесса, предупреждение осложнений, обострений и ре­цидивов заболевания. Людям с инвалидностью, с уже сложивши­мися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патоло­гическими изменениями, нарушениями функций органов и систем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.

Основное, что является общим для реабилитации и лечения, это личность больного как высший уровень интеграции жизнедея­тельности. Цель лечения - устранение угрозы жизни больного, ликвидация острых проявлений заболевания или травмы, предуп­реждение осложнений. В фазе выздоровления закрепляются достиг­нутые результаты лечения, осуществляются компенсация утрачен­ных функций и подготовка больного к профессиональному труду, т. е. реабилитация. Медицинская реабилитация выступает началь­ным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми другими видами реабилитации, от эффек­тивности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адап­тацию больных и инвалидов к социальному окружению, повыше­ние самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение спо­собностей к решению психологических проблем, налаживанию вза­имоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Многие заболевания, особенно с поражением центральной нерв­ной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к кос­метическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухуд­шают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, став­ший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Воз­никают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающих­ся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрица­тельно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех этапах реабилитации.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, жизненному самообеспечению, и социальными нормами поведения.

К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекцион­ная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов, школ для больных, инвалидов и их родственников.

В компенсаторно-адаптационной образовательной области учи­тывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, которые учитывают недостатки психического или физического развития, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические и психические функции и механизмы компенсации дефекта.

Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод пси­хосоциального воздействия.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвали­дом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

Цель социальной реабилитации - ресоциализация с восстанов­лением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Осуществление реабилитационных мероприятий возможно толь­ко при условии обеспечения социальной защиты, т. е. системы гаран­тированных государством постоянных и долговременных экономи­ческих, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниче­ний жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвали­дов имеет социальная помощь, которая представляет собой перио­дические или регулярные мероприятия, способствующие устра­нению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспече­ния необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.

Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законода­тельством права и льготы подразделяются на группы в зависимо­сти от формы и периодичности предоставления, от причин инва­лидности, категории предоставляемых льгот и т. п.

Льготы по форме предоставления:

- имеющие «моральную» форму (преимущественное право или первоочередное право в чем-либо);

- имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекар­ствами или бесплатное пользование поликлиниками);

- имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление ав­тотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

Льготы по периодичности предоставления:

- имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­ный ремонт жилой площади);

- имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг);

- имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или раз в два года в междугороднем транспорте, санаторно-­курортное лечение или его компенсация).

Льготы, предоставляемые в зависимости от причины инвалидности:

- инвалидам войны и приравненным к ним категориям;

- инвалидам по зрению;

- инвалидам в результате Чернобыльской катастрофы;

- другим.

Льготы по охвату определенного числа инвалидов:

- предоставляемые всем категориям инвалидам;

- предоставляемые отдельным категориям инвалидов.

Льготы по категориям льгот:

- по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате

пособий;

- получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

- коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;

- медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию,

санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

- трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

- пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­ных и спортивно-оздоровительных учреждений;

- получению услуг учреждений социального обслуживания,

социальной и юридической помощи.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посто­ронней помощи в связи с частичной или полной утратой возмож­ности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осу­ществляемое в государственном, муниципальном и негосударствен­ном секторах системы социального обслуживания.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому (с предоставлением услуг по хозяйству, организации питания, Патронажа), при помещении в специальное учреждение (стационap), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания. При отсутствии признаков социальной недостаточности и при возмож­ности индивида активно участвовать в решении поставленных за­дач, использовании им элементов самоподдержки для ликвида­ции и нейтрализации жизненных критических ситуаций прибега­ют к оказанию адресной кратковременной социальной поддерж­ке одиноких инвалидов.

Важным составным элементом социальной защиты выступает правовая защита инвалидов. Концепция совершенствования про­филактики инвалидности и реабилитации инвалидов может быть реализована только при наличии действенных законодательных основ социальной и правовой защиты инвалидов, осуществлении формирования и регулирования системы реабилитации и трудо­устройства, разработки механизмов деятельности и ответствен­ности руководителей реабилитационных служб и предприятий.

Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспо­собности лиц, утративших ее в той или иной степени. Професси­ональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает пере­обучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-про­изводственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего ме­ста к его функциональным возможностям на прежнем предприя­тии; организацию специальных цехов и предприятий с облегчен­ными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т. д.

На первых этапах своего развития реабилитация не решала про­блем профилактики инвалидности. Позднее, когда в структуре инвалидности начали преобладать хронические заболевания (со­ставляющие до 70 %), реабилитация приобрела профилактическое направление. Ее объектом стали больные с высоким риском раз­вития инвалидизации. В настоящее время профилактика и реаби­литация относятся к единой системе и неразрывно связаны, так как определенные реабилитационные мероприятия одновремен­но носят и профилактический характер.

Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупрежде­ние развития заболевания, производственных травм, при водящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. При этом обра­щается внимание на наследственность, протекание беременности и родов у матери (профилактика детской инвалидности), условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы с лечебной работы на профилактическую, менее затратную.

Вторичная профилактика проводится после завершения остро­го периода заболевания или лечения последствий травмы, в период ремиссии хронического заболевания. Ее цель – снижение темпов развития хронических патологических процессов, предот­вращение инвалидизации и осложнений. Медико-социальная реа­билитация будет более эффективна у больных до наступления инвалидности, особенно среди детей. Своевременно проведенные реабилитационные мероприятия позволяют улучшить состояние здоровья и функционирование у 50 - 60 % детей.

Третичная профилактика адресована лицам, У которых появи­лись необратимые последствия после перенесенных заболеваний, и инвалидам. Основная профилактическая задача на данном этапе заключается в приостановлении роста и уменьшении инвалиди­зирующих симптомов, поддержании максимального уровня со­циальной полноценности, на которую инвалиды способны в рам­ках существующего заболевания или дефекта.

Лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса - звенья одной непре­рывной цепи.

Согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.12.96 № 14 учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы при пер­вичном или повторном освидетельствовании инвалида должна проводиться оценка реабилитационного потенциала инвалида и в течение месяца разрабатываться индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (приложение 3).

В разработке плана реабилитационных мероприятий в случае необходимости участвуют специалисты учреждений здравоохране­ния, образования, профессионального обучения и других орга­нов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реаби­литации инвалидов. В обсуждении ИПР участвует сам инвалид, а если речь идет о ребенке, то родители или уполномоченные лица, их заменяющие. В случаях, требующих применения для разра­ботки программы сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспер­тизы.

На этапе первичной комплексной медико-социальной экспер­тизы и разработки ИПР инвалида решаются следующие задачи:

- устанавливается наличие нарушений функций, дается оцен­ка их выраженности, а также оценка тяжести связанных с выяв­ленными нарушениями ограничений жизнедеятельности с указа­нием ведущего ограничения;

- определяются возможности терапевтической коррекции вы­явленных нарушений функций;

- изучаются психологический статус личности, его интересы, образовательный или профессиональный потенциал;

- определяются потребности инвалида в мероприятиях соци­альной реабилитации, в том числе во вспомогательных техниче­ских средствах и приспособлениях;

- намечается план комплексной реабилитации.

В ИПР, разработанной специалистами бюро МСЭ, обязатель­но отражаются следующие сведения:

- исполнитель (наименование учреждения);

- форма реабилитации (амбулаторная, стационарная, отделе­ние дневного пребывания, клубная, пансионат);

- сроки выполнения каждого этапа реабилитации (дата начала и окончания);

- объем, содержание и количество реабилитационных мероприя­тий;

- прогнозируемый результат.

Комиссия МСЭ также назначает и утверждает куратора (соци­ального работника) ИПР каждого инвалида, которому поручает­ся организация всех видов патронажа (медико-социального, психолого-социального, культурно-досугового, социально-бытового). В каждом случае учреждение для проведения тех или иных реаби­литационных мероприятий подбирается индивидуально, с гаран­тией высокого качества реабилитационных услуг. При отсутствии Необходимых форм помощи по месту жительства инвалида необходимо направить его в соответствующее учреждение ближайших регионов.

На основании полученных медико-психологических характе­ристик и данных о социальных составляющих портрета инвалида разрабатывается перечень необходимых мер по реабилитации, а также социальной помощи и льгот, гарантированных законом Рос­сийской Федерации. Разработанный план мероприятий с указа­нием их объемов, сроков проведения и исполнителей заносится в Реабилитационный дневник инвалида, заверяемый подписью ру­ководителя и печатью учреждения государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и подписью инвалида, его опекуна или родителей ребенка-инвалида. Утвержденная ИПР выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление со­циальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

ИПР носит рекомендательный характер, инвалид вправе отка­заться от того или иного вида, формы и объема реабилитацион­ных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конк­ретным техническим средством или видом реабилитации, вклю­чая автомобили, печатные издания по брайлевскому шрифту, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, и пр. Отказ от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро МСЭ от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бес­платно.

Если инвалид нуждается в обеспечении транспортными сред­ствами или санаторно-курортном лечении, то выписка из ИПР с данными указаниями направляется в соответствующий орган, осу­ществляющий пенсионирование инвалида. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитациитехническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, пре­доставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид или другие лица и орга­низации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида на платную услугу, не предусмотренную базовыми программами, об этом в ИПР делается соответствующая отметка.

ИПР является обязательной для органов государственной вла­сти, органов самоуправления, а также для организаций, пред­приятий и учреждений, которые выступают непосредственными исполнителями реабилитационных мероприятий.

Координировать процесс реализации программы реабилита­ции, в которой принимают участие различные учреждения, в том числе разной ведомственной принадлежности, осуществлять контроль и давать оценку полученным результатам должны органы труда и социального развития - Бюро МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты на­селения по месту постоянного (фактического) жительства инвалида. В органе социальной защиты населения выделяется структурное подразделение (специалист) по проблемам реаби­литации инвалидов.

При повторной и последующих экспертизах, которые проводят­ся по окончании намеченного этапа реабилитации, оценивается полученный эффект. Комиссия МСЭ заслушивает отчет куратора программы реабилитации, проводит обследование инвалида, изу­чает отчеты реабилитационных учреждений. В случае низкой эф­фективности реабилитации или невыполнения намеченных ме­роприятий анализируются причины, по которым это произошло, устанавливаются негативные моменты в деятельности реабилита­ционных учреждений и самой программе реабилитации, намеча­ются меры по их устранению. При необходимости назначается очередной блок реабилитационной программы.

Литература:

1. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации / Н.В. Антипьева // Правовое регулирование: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М..: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 224 с.

2. Косичкин, М.М. Методические подходы к проведению экспертно-реабилитационной фун­кциональной диагностики / М.М. Косичкин, Л.Е. Кузьмишин, Л. В. Полунина, Т.Г. Светогорова // Медико-социальная экспертиза и реабили­тация . - 1998. - № 3.

3. Положение о признании лица инвалидом (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г.) // СЗ РФ. 1996. № 24. ст.4127.

4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №2 95 «О поряд­ке и условиях признания лица инвалидом / / Собрание законодатель­ства РФ. 2006. N2 9. Ст. 1018.

5.Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов спец. учеб. заведений / под общ. ред. Г.В. Сулейманова. – Изд. 2-е, доп. и перераб.-Феникс, 2007. -347 с.

6. Справочно-правовая система «Консультант плюс».

7. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб. для высш. и сред. проф. учеб. заведений по спец. 022500- Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура) и 0323- Адапт. физ. культура /Под общ. ред. С.П.Евсеева.- М.: Сов. спорт.- Т.1: Введение в специальность. История и общая характеристика физической культуры.- 2004 Т.2:Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов.-2005.-446 с.

8. Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ).

9. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 29.12.2004 N 199-ФЗ.( в ред.ФЗ от24.07.2009№ 213-ФЗ ).

10. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995. № 181- ФЗ.

1. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (по состоянию на 1 апреля 2008 года). - Новосибирск. : Сибирский университет, 2007. - 25с.

12. Харченко Л.В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для студ., обучающихся по спец.032102 «Физ. культ. для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адапт. физ. культ.)/Л.В.Харченко.-Омск:Изд-во СибГУФК,2009.-138с.

13. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие- 2-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: изд-во Торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. -240 с.

14. Частные методики адаптивной физической культуры:учеб. пособие для студ. высш. и средних проф. учеб. заведений, осуществляющих образоват. деятельность по спец. 032102-Физ. культ. для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культ.) и 050721-Адапт. физ. культ./под. ред.Л.В. Шапковой.-М.:Сов. спорт, 2007.-608 с.