Введение

Лекция 2.2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТН ВЭД

Литература.

 

1. Цветовой личностный тест. — Минск, 2000.

2. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. — Вестн. Моск. ун-та — сер 14. — 1988. — №3.

3. Познай себя.— Москва, 1990.

4. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. — Киев., 1990.

Еще о психологии цвета:

1. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.

2. Базыма Б.А. Цветовая символика и психодиагностика.

3. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире.

4. Гете И. К учению о цвете. Хроматика.

 

 

 

При классификации товаров участники ВЭД и таможенные органы руководствуются шестью основными Правилами, которые заложены в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. В Правилах сформулированы принципы классификации товаров, предусматривающие последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем - в соответствующую субпозицию. Первые пять Правил предназначены для установления товарной позиции, а последнее шестое - для субпозиции. Предшествующее по номеру Правило имеет преобладающее значение перед последующим.

Правило 1

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.

При включении товаров в позицию ТН ВЭД следует опираться на принципы, изложенные в Правиле 1:

1. Наименования разделов, групп и подгрупп предназначены только для удобства пользования, т.е. являются лишь рекомендацией и не имеют правовой основы.

2. Для юридических целей классификация товаров определяется:

а) наименованием товарных позиций;

б) текстом примечаний к разделам и группам;

в) положениями последующих правил интерпретации.

Первая часть Правила 1 означает, что наименования разделов, групп и подгрупп не всегда полностью отражают всю совокупность товаров, входящих в соответствующую классификационную группировку и не имеют правовой основы для классифицирования товаров. Наименования разделов, групп и подгрупп имеют справочный характер, они используются при работе только для ориентации, в каких группировках может систематизироваться данный товар.

Во второй части Правила 1 указывается, что наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам имеют юридическую силу при определении места товара в Номенклатуре.

Первое условие второй части Правила определяет классификацию многих товаров по наименованию товарных позиций, в которых поименованы отдельные виды или же группы товаров. Например, арбузы свежие подпадают в товарную позицию 0807 - "Дыни (включая арбузы) и папайя, свежие", а джем яблочный, с содержанием сахара 13 % по массе - в товарную позицию 2007 "Джемы, желе фруктовое, мармелады, пюре фруктовое или ореховое, паста фруктовая или ореховая, полученные путем тепловой обработки, в том числе с добавлением сахара или других подслащивающих веществ".

В тех случаях, когда по наименованию товарных позиций не представляется возможным однозначно проклассифицировать товар, необходимо пользоваться также примечаниями к разделам и группам, уточняющим понятия и определения, принятые в ТН ВЭД, или же определяющими границы классификационных группировок, в которые товар попадает по материалу, из которого изготовлен или же по функциональному назначению.

Последнюю часть Правила 1 означает, что наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам имеют первостепенное значение. Если же по наименованию товарной позиции и соответствующим примечаниям нельзя однозначно установить классификацию товаров, тогда необходимо применять положения других правил (2, 3 ,4 и 5).

В практике большая проблема определить обладает товар основными свойствами или нет.

Правило 2

а) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться, и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции, как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

Правило 2(а) применяется к той части ТН ВЭД, в которой классифицируются полуфабрикаты и готовые изделия, представленные, в основном, в неполном комплекте или несобранные и разобранные.

Первая часть Правила 2(а) расширяет объем товарной позиции: в нее входит не только комплектный товар, но также некомплектный или незаконченный производством товар при условии, что он имеет все существенные признаки комплектного или законченного производством товара. Так, любая машина, устройство или транспортное средство, в котором не хватает лишь двигателя, маховика, седла и др., классифицируется как готовое изделие. Эта часть правила относится не только к машиностроительной продукции, но также и к любому другому готовому изделию. Например, если поставляется пальто тканое зимнее женское без мехового воротника, незаконченное пальто также должно классифицироваться как полностью готовое.

Во второй части Правила 2(а) указывается, что комплектные и законченные производством изделия, поставляемые в разобранном или несобранном виде, должны классифицироваться в той же товарной позиции, что и собранные изделия. Товары поставляются в таком виде только для удобства при упаковке, перегрузке или перевозке.

Это Правило относится также к некомплектным или незаконченным производством товарам, поставляемым в несобранном или незаконченном производством виде, при условии, что они обладают основными чертами готового изделия.

При классификации товаров в соответствии с Правилом 2(а) под товарами, поставляемыми в несобранном или разобранном виде понимаются изделия, составные части которых подлежат сборке, т.е. с использованием крепежных материалов (болтов, шурупов, гаек, винтов и т.п.) а также с помощью клепки или сварки.

б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

Правило 2(б) помогает классифицировать товары, состоящие из нескольких материалов или материалов, не упомянутых в наименовании товарной позиции. Они могут быть отнесены к той товарной позиции, в наименовании которой упоминается только часть материалов, из которых сделан товар. В таких случаях очень часто из-за наличия нескольких материалов товар может быть отнесен сразу к нескольким товарным позициям (например, кожаная куртка имеет много деталей из других материалов).

В то время как Правило 2(а) касается изделий, у которых что-либо отсутствует, Правило 2(б) касается противоположной проблемы, когда изделие состоит из большего количества материалов, чем упомянуто в тексте товарной позиции.

Правило 3

В случае если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

Правило 3 предусматривает классификацию товаров, которые подпадают под две или более товарных позиций. В нем определены три способа классификации товаров, которые указаны соответственно в пунктах 3(а), 3(б) и 3(в).

Основной принцип - последовательность применения Правил 3(а), 3(б), 3(в) - должен сохраняться в обязательном порядке.

В ТН ВЭД основными критериями классификации являются либо материал, из которого товар изготовлен, либо функция, которую данный товар выполняет. На практике трудности могут возникнуть при выборе между:

- товарными позициями, классифицирующими товар по материалу;

- товарными позициями, классифицирующими товар по его функции;

- товарными позициями, классифицирующими товар как по материалу, так и по функции.

Правило 3(а) распространяется на те товарные позиции, которые имеют наиболее конкретное наименование. Например, новые шины для легковых автомобилей можно рассматривать и как изделия из резины, и как запасные части. В первом случае данный товар подпадает в группу 40, в которой классифицируются изделия из резины; а во втором - в группу 87, которая предназначена для классификации средств наземного транспорта, включая легковые автомобили и принадлежности, а также запасные части к ним. Но так как в группе 40 существует специальная товарная позиция 4011 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые", то в соответствии с Правилом 3а предпочтение отдается именно этой товарной позиции, которая имеет более конкретное наименование, а не товарной позиции 8708 "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705", имеющей более общее наименование.

Однако при классификации транспортерной ленты, состоящей на 60% из пластмассы и на 40% из незатвердевающего вулканизированного каучука применение Правила 3(а) может привести к неверному результату, т.к. в товарной позиции 3926 «Изделия из пластмасс…» указаны изделия из пластмасс прочие, а в товарной позиции 4010 - ленты конвейерные из вулканизированной резины.

б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие их различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена с Правилом 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Товарные группы 28,29 – смеси исключаются и классифицируются по назначению (фотореактивы, дезинфекционные товары и т.п.)

Если невозможно включение товара, согласно Правила 3(а), то следует включать товар в позицию того материала или той составной части, которые определяют основную характеристику товара - если это можно установить (Правило 3(б)). Чтобы стать смесью, смешиваемые вещества должны относиться к разным товарным позициям, при этом товар должен классифицироваться по тому материалу, который определяет существенные признаки товара (как в примере с транспортерной лентой).

Данное Правило распространяется:

- на смеси;

- на комбинированные товары, состоящие из разных материалов (компонентов);

- на товары, входящие в наборы для розничной продажи.

Фактор, определяющий основную характеристику, может быть разным, в зависимости от вида товара. Он может, например, определяться природой материала или компонента, их объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет составляющий материал или компонент при использовании товара.

Например, для конфетницы из штампованного стекла с ручкой и ободком из нержавеющей стали определяющим признаком является преобладающий материал: изделие стеклянное, предназначенное для сервировки стола. Поэтому рассматриваемое изделие подпадает в товарную позицию 7013, в которой классифицируется посуда столовая и кухонная, стеклянная, включая изделия для домашнего убранства.

Другой пример: для колеса к легковому автомобилю Правило 3(а) неприменимо, т.к. по его составляющим частям (резиновой пневматической шине и металлическому ободу) нельзя найти в ТН ВЭД соответствующую товарную позицию, поэтому товар классифицируется в соответствии с Правилом 3(б) по существенному признаку, а именно по функциональному значению, как принадлежность к легковому автомобилю в товарной позиции 8708 "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705".

Правило 3(б) распространяется на наборы, предназначенные для розничной торговли, если они соответствуют следующим условиям:

- состоят, по крайней мере, из двух различных изделий;

- составные части таких наборов применяются либо независимо одна от другой, либо при употреблении дополняют одна другую и собраны вместе с целью удовлетворить конкретную потребность или выполнить определенную работу;

- все составные части уложены таким образом, что не требуют переупаковки при продаже потребителю.

Например, набор для ухода за волосами, состоящий из электрофена (8516), круглой пластмассовой щетки (9603), расчески (9605), махрового полотенца тканого из хлопка (6302) и футляра из твердого пластика, в котором набор упакован для продажи потребителю и дальнейшего хранения (3923), классифицируется в товарной позиции 8516. Все товары сгруппированы для определенной деятельности (уход за волосами), оформлены для розничной торговли и готовы к непосредственной передаче потребителю без предварительной переупаковки. Характерным компонентом данной группировки товаров относительно применения и стоимости является электрофен.

Другой пример: блюдо спагетти, состоящее из пакета несваренных спагетти (1902), пакетика с тертым сыром (0406) и небольшой баночки томатного соуса (2103), упакованные в картонную коробку, классифицируются в товарной позиции 1902 «Макаронные изделия…», так как именно эта товарная позиция включает наиболее важный как по объему, так и по стоимости компонент набора.

Однако если различные изделия, упакованные вместе, не представляют собой какого-либо блюда или напитка, то их нельзя считать набором, как это видно из следующего примера. Бутылка водки (2208) и бутылка вина (2204), которые, по мнению специалистов СТС, никогда не пьют вместе, должны классифицироваться раздельно, даже если они находятся в одной коробке.

Правило 3(б) относительно наборов, предназначенных для розничной продажи, не применяется, если в соответствии с Правилом 1 имеются особые указания в примечаниях к разделам или группам (например, примечание 3 к разделу VI, примечание 1 к разделу VII, примечание 3 к группе 82), или же в Номенклатуре предусмотрены товарные позиции, в которых поименованы наборы. Таких исключений из Правила 3(б) в ТН ВЭД весьма много, и на это обстоятельство следует обратить особое внимание.

в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а) или 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Правило 3(в) гласит, что если невозможно включение товара согласно Правил 3(а) и 3(б), то следует включать товар в ту товарную позицию, которая в номенклатуре имеет больший порядковый номер среди представленных на выбор позиций.

В практике таможенные органы будут стремиться взять максимальную тарифную ставку.(Очень субъективно!)

Рассмотрим меховой женский жакет комбинированный (мех с натуральной кожей в равных пропорциях), который может быть классифицирован как в товарной позиции 4203 "Предметы одежды и принадлежности к одежде, из натуральной или композиционной кожи", так и в товарной позиции 4303 "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха". Очевидно, что Правило 3(а) и 3(б) к указанному товару применять нельзя, т.к., с одной стороны, ни одно из рассматриваемых наименований товарных позиций не является более конкретным, а с другой стороны ни один материал, из которого изготовлен жакет, не придает изделию существенный признак. Следовательно, в соответствии с Правилом 3(в), этот жакет должен быть включен в товарную позицию, которая имеет наибольший код, а именно - в товарную позицию 4303.

Правило 4

Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

Правило 4 гласит, что товары, которые не могут быть квалифицированы в соответствии с Правилами 1, 2 и 3, включаются в товарную позицию, относящуюся к наиболее аналогичным товарам.

Правило 4 разработано, в основном, для товаров, впервые появившихся на мировом рынке, для которых не предусмотрены соответствующие товарные позиции. Для классификации таких товаров необходимо их сопоставить с наиболее сходными товарами, включенными в ТН ВЭД.

Степень сходства определяется по разным признакам (по материалу, из которого он изготовлен, функциональному назначению, степени обработки, химическому составу, а также в каком виде он представлен).

Например липкий ролик для чистки одежды по признакам ближе к 9603 (щетки одежные).

На практике Правило 4 применяется очень редко, т.к. в ТН ВЭД ТС на всех уровнях деления существуют прочие группировки, в которые могут попадать практически все вновь появившиеся в международной торговле товары.

Правило 5

В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:

а) чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.

Правило 5(а) касается специальных ящиков, коробок, футляров и аналогичных контейнеров, предъявленных с товарами, для которых они предназначены.

Правило 5(а) применяется для чехлов, футляров для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, галстуков и аналогичных упаковочных материалов, имеющих особую форму и предназначенных для хранения определенного изделия или набора в течение длительного времени и предъявленных вместе с этими изделиями. Перечисленные упаковочные изделия согласно Правилу 5(а) должны классифицироваться вместе с предметами, для которых они предназначены. Однако это Правило не применяется к упаковке, которая придает всему товару в целом существенно иной характер. Например, простой кожаный футляр для очков, который, как правило, прилагается к купленным очкам, включается в ту же товарную позицию, что и очки. Если же очки находятся в кожаном футляре с замком, с отделкой золотом и драгоценными камнями, то Правило 5(а) не применяется. В данном случае каждый товар классифицируется сам по себе.

Оливковое масло в красиво оформленных бутылочках и с приспособлением в виде полочке – раздельно.

б) согласно положениям вышеприведенного Правила 5(а), упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

Правило 5(б) определяет порядок классификации упаковочных материалов и тары, которые отличаются от аналогичных изделий, упомянутых в Правиле 5(а) возможностью их многоразового использования. Например, бумажный мешок, в который упакован сахар-песок, пластмассовая бутылочка для минеральной воды, картонная коробка с моющим препаратом классифицируются вместе с тем товаром, которые они содержат. Однако в соответствии со вторым предложением Правила 5(б) контейнеры, поддоны, баллоны и другое транспортное оборудование многократного применения не могут быть классифицированы совместно с находящимися в них товарами. Для облегчения разрешения данной ситуации по российскому таможенному законодательству такого вида тара отнесена к транспортным средствам. (Многооборотная тара емкостью более 10 л. Оценивается отдельно. Ведра, бочки вместимостью более 10 л\кг.)

Вместе с тем некоторые виды тары для розничной продажи товаров очевидно подходят для повторного использования. СТС поручает решение данной проблемы национальному законодательству. В связи с этим распоряжение ГТК России от 21.11.2001 г. № 1091-р гласит:

«Упаковочная тара (бутылки, бутыли, банки, флаконы, пузырьки) емкостью 10 л и менее, используемая для перевозки, хранения, потребления, продажи товаров, классифицируется в той же товарной позиции, что и сами товары, которые она содержит, даже если такая упаковочная тара со всей очевидностью подходит для повторного использования.

Упаковочная тара емкостью более 10 л классифицируется совместно с товарами, которые в ней содержатся, при условии, что данная упаковочная тара со всей очевидностью не пригодна для повторного использования.

Упаковочная тара емкостью более 10 л классифицируется отдельно от товаров, которые в ней содержатся, при условии, что данная упаковочная тара со всей очевидностью подходит для повторного использования».

Правило 6

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Правило 6 предусматривает классификацию товаров в субпозициях с учетом следующих положений:

- правовую основу составляют наименования субпозиций и примечания к ним;

- вышеупомянутые правила, применяемые к товарным позициям, относятся и к субпозициям;

- для целей классификации сравниваются группировки одного уровня.

Товар в разобранном виде классифицируется как собранный товар – это правило действует и на глубокой структуризации товаров (однодефисная товарная позиция – сравнима с однодефисной; двухдефисная – с двухдефисной в рамках однодефисной позиции).

Например: стол обеденный с металлическими ножками и стеклянной столешницей 940320. Классифицируется по ножкам. Но если столешница дороже – по столешнице.

Гарнитура «Блютуз» 8517 (беспошлинно), а 8518 к микрофонам (10%).

Таким образом, Правило 6 устанавливает последовательную основу (шаг за шагом) классификации товаров в Гармонизированной системе. Вначале для любого товара определяется товарная позиция в соответствии с одним из первых пяти правил или в соответствии с положениями нескольких правил, затем выбирается подпозиция внутри позиции и только после этого соответствующая субпозиция, причем на каждом этапе во внимание не принимаются группировки низшего уровня. Этот принцип используется без всякого исключения во всей Гармонизированной системе.

 

Доцент кафедры «Таможенное дело»

С. Калмыков