Виды финансового анализа

Содержание и роль финансового анализа при принятии управленческих решений

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа.

Анализ буквально означает разложение изучаемого объекта на составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности.

Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. Аналогичных примеров можно привести очень много.

Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями.

Анализ выступает в единстве с понятием «синтез» – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

При изучении прибыли также нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.

Финансовый анализ –это процесс познания сущности финансового механизма функционирования объектов хозяйствования с целью оценки и обоснования решений инвестиционно-финансового характера.

Цель финансового анализа – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ достигает своей цели посредством решения следующих основных задач:

1) оценка выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния;

2) диагностика финансового состояния;

3) прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности;

4) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния.

Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платеже- и кредитоспособностью, финансовой устойчивостью.

Предметом финансового анализа является структура и содержание информационных потоков на предприятии.

Объектами экономического анализа являются коммерческие организации различных организационно – правовых форм, а также некоммерческие организации, если они ведут предпринимательскую деятельность.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере) и обществ (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО), производственных кооперативов (артелей), государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят получение прибыли в качестве своей цели. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Субъектами анализа выступают внешние и внутренние пользователи информации.

Внутренние субъекты анализа (пользователи информации): администрация и персонал коммерческой организации, собственники (в тех случаях, когда работают в организации).

Внешние субъекты анализа: собственники, заимодавцы (банки, юридические лица, физические лица), поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, инвесторы, конкуренты, органы государственной власти, налоговые органы, аудиторские фирмы, консультанты, юристы, ассоциации, общественность и др.

Цели субъектов анализа могут быть самыми разными, но все они сходятся в главном - это получение экономической информации, позволяющей дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития.

Субъекты и основные направления анализа представлены в таблице:

Субъекты анализа Основные направления (темы) анализа
Собственники Финансовые результаты, устойчивость финансового положения, размер дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, распределение, т.е. направления использования прибыли.
Администрация, персонал Все аспекты деятельности фирмы, эффективность хозяйственной и финансовой деятельности.
Заимодавцы Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность.
Поставщики Финансовое состояние, платежеспособность.
Покупатели Качество, цены и себестоимость товаров, условия производства и хранения, условия поставки, финансовое состояние.
Конкуренты Особенности технологического процесса, трудоемкость, себестоимость, качественные характеристики продукции, рыночная устойчивость.
Налоговые органы Финансовые результаты, объекты налогообложения, платежеспособность.

 

Внешние пользователи опираются только на данные официальной бухгалтерской отчетности, отдельным категориям внутренних пользователей (руководству, учредителям) доступны все данные оперативного, статистического и бухгалтерского учета.

 

Финансовый анализ целесообразно проводить в следующей последовательности. На начальном этапе проводится предварительное изучение финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности предприятия. В данном случае дается оценка сложившегося финансового положения, выявляются тенденции его изменения за предшествующий период. Затем принимается решение о целесообразности проведения углубленного анализа по выявлению влияния основных факторов на изменение финансового состояния предприятия и выявлению резервов усиления финансовой устойчивости предприятия.

Углубленный финансовый анализ предприятия проводится в следующей последовательности.

На первом этапе осуществляется анализ структуры стоимости имущества и средств, вложенного в него. Прежде всего, обращается внимание на рациональность и обоснованность распределения имущества между основными средствами, производственными запасами и затратами, дебиторской задолженностью и прочими видами имущества. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании имущества предприятия и его взаимосвязь с чистыми активами. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры общей величины стоимости имущества в отчетном периоде в сравнении с бизнес-планом и предшествующим периодом. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы повышения устойчивости финансового состояния.

На втором этапе проводится анализ состава, структуры и стоимости имущества с позиций ее ликвидности. Одновременно дается оценка влияния структуры капитала во взаимосвязи со структурой имущества на платежеспособность предприятия. После этого определяется влияние основных факторов на изменение ликвидности имущества предприятия и его платежеспособность. Затем выявляются внутренние резервы повышения платежеспособности, и дается оценка уровня финансовой несостоятельности (банкротства предприятия).

На третьем этапе определяется степень финансовой устойчивости предприятия по таким критериям как его обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая независимость, рациональность использования чистой прибыли и амортизации. Затем определяется влияние основных факторов на изменение финансовой устойчивости, и выявляются внутрипроизводственные резервы ее повышения.

На четвертом этапе оценивается эффективность использования имущества предприятия, рентабельность и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Далее определяется влияние основных факторов на изменение эффективности использования имущества и рентабельности продукции в отчетном периоде в сравнении с бизнес-планом и предыдущим периодом. Здесь же выявляются возможные резервы повышения рентабельности продукции и эффективности использования имущества.

На пятом заключительном этапе анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния предприятия и обеспечение его инвестиционной привлекательности.

Финансовый анализ может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов.

Для правильного понимания содержания, задач анализа, разработки методики его проведения рассмотрим классификацию видов экономического анализа:

1. по времени

- перспективный

проводится до осуществления хозяйственных операций; необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, бывает:

а) краткосрочный (до 1 года) – определяет тактику развития

б) долгосрочный (больше 1 года) – определяет стратегию развития

 

Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов коммерческой организации, тактика управления - в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т.д.)

 

- ретроспективный

осуществляется после свершения хозяйственных операций; необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением планов, для оценки и диагностики результатов деятельности предприятия, бывает:

а) оперативный (сразу после совершения хозяйственной операции)

б) итоговый (за отчетный период времени).

 

2. по пространственному признаку

- внутрифирменный

изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

-межфирменный

изучаются два и более предприятия с целью показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных компаний; привлечь внимание к сильным ислабым сторонам бизнеса; дать объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

 

3. по субъектам (пользователям) анализа

- внутренний

осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

-внешний

проводится на основании финансовой и статистической отчетности внешними субъектами.

 

4. по содержанию программы (кругу изучаемых вопросов)

- комплексный

связан со всесторонним изучением деятельности предприятия

-тематический

изучает отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес (например, вопросы использования денежных средств).

Каждая из названных форм финансового анализа своеобразна по содержанию, организации и методике проведения.

 

Финансовый анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку и с помощью его достигается осмысление и понимание информации. Финансовый анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоятельств:

- анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта и во всех звеньях народного хозяйства;

- анализ строится на единой методологической основе, что дает возможность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных отраслях, регионах и других структурных сообществах хозяйствующих единиц, что, в свою очередь, позволяет проводить сравнения и аналогии между объектами, а также делать аналитические обобщения на макроэкономическом уровне.

В этой связи также необходимо установить взаимосвязь управленческого и финансового анализа.

Основная цель управленческого анализа - способствовать повышению эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческой организации и поддержанию ее конкурентоспособности. Управленческий анализ включает в себя внутренний производственный анализ и внутренний финансовый анализ. С другой стороны, именно финансовый анализ может быть как внутренним, так и внешним.

       
   

 


Внешний финансовый анализ
Внутренний финансовый анализ
Внутренний производственный анализ

       
 
   
 

 

 


Рисунок. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа