Августин Блаженный

Основные этапы средневековой философии

Период Время Характеристика Представители
Апологетика II – III вв. Период утверждения христианства. Церковь ещё гоним. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращаются к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума. Тертуллиан, Климент Александрийский  
Патристика IV – X вв. Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью. восточная западная
Григорий Нисский, Василий Кесарийский Аврелий Августин, еп. Кетарена.
Схоластика (от лат. Школа) XI – XIV вв. Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов. Иоганн Скотт Иреугена , Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр, Фома Аквинский

 

Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец – язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах. В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство, неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году.

На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в «Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает.

Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А, пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).

Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и бытия).

А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

 

Античность Христианство
Бог выступает в качестве ремесленника, строителя. Бог сотворил форму из уже существовавшей субстанции. Бог сотворил мир из ничего, то есть субстанцию тоже сотворил Бог.
Вера рассматривается с познавательной точки зрения, познание чувственным путём – подлинная добродетель. Познавательное начало в вере открывается только для того, кто живёт в пространстве веры.
Антропология: тело – бессмертная душа Антропология: тело – душа – дух. В духе дана возможность причастности к божественному через веру. Акцент не на бессмертии души, а на воскресении из мёртвых.
Понятие любви связано с понятием эроса – восхождения от чувственного к сверхчувственному Агапе – любовь – это не восхождение человека, а сошествие Бога к людям. Любовь – не завоевание, а дар.
Утверждается идеал сильной личности, способной достичь цели в одиночку Без помощи Бога человек не может ничего, исчезает как самодостаточная личность.

В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина. А. Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделеныà идея мирской и священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории.

V век – время варварских нашествий, после смерти Августина философская мысль постепенно угасает.