Стоицизм

Эллинистический период

Платон и Аристотель

Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.

 

 

Платон Аристотель
Опыт знания связан с необходимостью совершенствования души Познание доступно не избранным, а многим, так как оно основано на общих логических законах
Методу Платона научиться нельзя Методу Аристотеля можно научится
Философ может рассуждать о многих вещах, но с одной точки зрения, так как его задача – научить умному гос. руководству. Философии самой по себе не существует. Аристотель делит философию на теоретическую и практическую. Эта классификация связана со структурой бытия: неподвижное (математика), самодвижное (физика) и движимое (сфера человеческого приложения).
К нашему движимому миру применяет недвижимую идею блага А. устанавливает философию здравого смысла: в нашем движимом мире не применимы точные науки
Идея воспоминания, мысль о внечувственной истине. Платон→ Августин→ Декарт Космогоническая аргументация, идея перводвигателя Аристотель→ Фома Аквинский
Проблема отношения общего и частей
Путь внутрь, важен род, а не родовые признаки→ идеализм Путь вовне, важно частное (в каждом частном – свойства общего) → реализм

 

Меняется эпоха: распадается полис→ изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя→ появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью→ антропологический аспект.

Основные направления эллинистической философии и их основа:

 

Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий Платон, Аристотель Идеи перводвигателя и блага
Эпикурейцы: Эпикур Левкипп Атомистическая концепция мира
Скептики: Пирон Софисты, Сократ Идея блага

 

Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император Марк Аврелий.

«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».

Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление о едином божественном разуме.

Основные положения:

Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.

Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.

Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).