Стоицизм
Эллинистический период
Платон и Аристотель
Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.
Платон | Аристотель |
Опыт знания связан с необходимостью совершенствования души | Познание доступно не избранным, а многим, так как оно основано на общих логических законах |
Методу Платона научиться нельзя | Методу Аристотеля можно научится |
Философ может рассуждать о многих вещах, но с одной точки зрения, так как его задача – научить умному гос. руководству. Философии самой по себе не существует. | Аристотель делит философию на теоретическую и практическую. Эта классификация связана со структурой бытия: неподвижное (математика), самодвижное (физика) и движимое (сфера человеческого приложения). |
К нашему движимому миру применяет недвижимую идею блага | А. устанавливает философию здравого смысла: в нашем движимом мире не применимы точные науки |
Идея воспоминания, мысль о внечувственной истине. Платон→ Августин→ Декарт | Космогоническая аргументация, идея перводвигателя Аристотель→ Фома Аквинский |
Проблема отношения общего и частей | |
Путь внутрь, важен род, а не родовые признаки→ идеализм | Путь вовне, важно частное (в каждом частном – свойства общего) → реализм |
Меняется эпоха: распадается полис→ изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя→ появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью→ антропологический аспект.
Основные направления эллинистической философии и их основа:
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий | Платон, Аристотель | Идеи перводвигателя и блага |
Эпикурейцы: Эпикур | Левкипп | Атомистическая концепция мира |
Скептики: Пирон | Софисты, Сократ | Идея блага |
Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император Марк Аврелий.
«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».
Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление о едином божественном разуме.
Основные положения:
Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.
Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.
Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).