История развития туризма

Культурно-исторические факторы

Этнические факторы

 

Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.

 

Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Трудовые ресурсы создают возможности обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом.

Туризм, как явление известен с глубокой древности. Исторические материалы свидетельствуют, что во время расцвета Римской империи, в летние месяцы многие горожане направлялись из города в места отдыха, расположенные на побережье моря. Римляне, посещающие монастыри и соборы, лечились на термальных водах. Кроме того, народ собирался из различных провинций на спортивные состязания.

После падения Римской империи и завоевания ее варварами путешествия прервались и возобновились только в средние века, во время распространения христианства. Их можно определить как туризм религиозный: паломничество в святые места.

Появился даже "Путеводитель путешественника XIV века", который предлагал детальную информацию о странах и районах, которые предстояло пересечь, места для отдыха по пути следования.

Крестовые походы вызвали новую волну путешествий, так как походы крестоносцев сопровождались усилением торговли.

Путешествия для получения наслаждения и образования получили свое распространение в период Возрождения. Великие морские путешествия в конце XIV и в XV вв. открыли новые горизонты эпохи - открытие Америки, освоение новых земель в Африке и Азии. Они вызывали интерес и желание познать новые земли и народы, что открыло новую эру в истории путешествий.

Начинают появляться многочисленные книги путешественников со своими впечатлениями, охватывающие период от XVI до XVIII веков.

В период с XVI и до XIX вв. формируются основы современного туризма. Именно в этот период складывается понятие "большой тур" ("большое турне"), которое в дальнейшем превратится в современный термин "туризм". В это же время создаются места отдыха, одни из которых доживут до наших дней, а другие утратят свое значение.

В XVII в. юношам из знатных английских семей рекомендуются путешествия на континент с целью пополнения знаний и получения жизненного опыта. Такие путешествия становятся обычной нормой и длятся от одного до трех лет, учитывая ненадежность и медлительность транспорта той эпохи. Главным мотивом путешествий было приобщение к знаниям и культуре. Эти путешествия породили "большой тур" или путешествие по Европе (в Париж, Флоренцию, Венецию и т. д).

В результате этих путешествий в конце XVII в. и в начале XVIII в. появилось множество книг, в которых даются рекомендации, как путешествовать, какую пользу можно извлечь в различных странах. Изучение библиографии этих изданий дает характеристику таких стран как Франция, Италия, Германия, а также средств передвижения, мест проживания, что позволяет составить карты описываемых мест.

В конце XVI в. появляется интерес к термальным водам, лечебный эффект которых был известен с древних времен. В XIX в. возникает бум в развитии курортов на минеральных и термальных источниках.

Однако уже в конце XVII в. начинает проявляться новая тенденция: растущая популярность морских купаний. В середине XVIII века пропагандируется тезис о пользе морских купаний, что активизирует новую форму путешествий. Мода на морские купания продержалась до сего времени. То, что произошло с курортами на термальных водах, повторилось и с морскими курортами, вместе с больными выезжали люди, желающие там развлечься.

Начиная со второй половины XVIII в. и до начала XIX в. происходит важный поворот в развитии туризма. Экономические и социальные изменения, произошедшие в результате Великой промышленной революции, привели к возникновению среднего класса, который приобретал новые привычки и желания, в частности в сфере отдыха. Кроме того, в связи с изобретением парового двигателя изменились средства передвижения. Появились пароходы и железнодорожный транспорт, что привело к увеличению количества путешествующих ради удовольствия.

Железная дорога давала большое превосходство в скорости по сравнению с прежним транспортом, а также удобство для пассажиров. Компании, которые строили железные дороги, были частными.

Туризм с самого начала был тесно связан с железной дорогой. Первые путешествия по железной дороге были организованы из Лондона Томасом Куком, который считается пионером и создателем современной концепции агентств путешествий.

С другой стороны, железнодорожные компании развивали строительство жилищ вокруг вокзалов, организовывали специальные поезда в курортные места.

Благодаря развитию пароходства, увеличилось движение из Европы в Америку и даже на Дальний Восток, получили развитие британские пароходные компании, которые ввели регулярные рейсы между основными портами мира. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. значительно сократило расстояние до Дальнего Востока.

В конце XIX в. начинается огромная эмиграция из Европы в Америку, происходившая в примитивных условиях, которым противостояли роскошные пассажирские рейсы высших слоев общества.

Во второй половине XIX в. туристические тенденции разделялись на две части: часть туристов предпочитала постоянное пребывание на пляжах или бальнеологических курортах, другая часть предпочитала развлечения и путешествия.

Предпочтения и мотивации туристов в эту эпоху являлись следующими:

1. Пляжи как на холодном севере Европы, так и на наиболее жарком Средиземном море, особенно на Лазурном берегу.

2.Бальнеологические многочисленные центрально-европейские курорты (немецкие, французские и т. д.).

3. Казино на юге Европы (Сан-Себастьян, Монте-Карло и т. д.).

4. Контакты с природой, зимние виды спорта, главным образом, в альпийской зоне Швейцарии и Италии. В это время создаются многочисленные экскурсионные центры.

С середины XIX в. до Первой Мировой войны проявился своеобразный туристический "бум". Туристическое движение получило очень широкое распространение. Из местного (локального) феномена, туризм превратился в явление мирового значения для таких стран как Австрия, Швейцария, Франция, Великобритания, Италия, получивших от него значительную прибыль.

Касаясь эволюции туризма в Западном полушарии в это же время, можно отметить следующие наиболее важные события:

а) Соединенные Штаты. Создание первых национальных парков (1872 г. - Йеллоустонский парк), туристических центров на Атлантическом побережье, включая Флориду (1824 г. - курорт Атлантик-Сити).

б) Аргентина, Чили, Уругвай. Создание в конце XIX в. приморских курортов.

Феномен туристического "бума" в XX в. начинается после Второй Мировой войны, когда возникают условия для развития массового туризма. В это время преобладал туризм элиты, посещающий пляжи севера Европы, бальнеологические курорты и совершающей морские круизы. Можно выделить следующие периоды развития туризма.

1. С начала века до конца Первой Мировой войны (1900 - 1918 гг.).

1. Эволюция транспорта.

Появление автомобиля и автобуса как средства коллективного транспорта датируется 1914 - 1921 гг., когда начался серийный выпуск средств передвижения.

2. Туристические потоки.

В Европе происходит туристический "бум" с участием зажиточной части населения. Потоки направлялись в первую очередь в Швейцарию, на известные курорты Франции, Норвегии, Италии и Великобритании.

2. Период между войнами (1918 - 1939 гг.).

В этот период происходят большие изменения в развитии туризма, связанные с кризисом экономики в США в 1929 году и депрессии в Европе, обесцениванием валют. Этот кризис повторяется в 1938 г. перед Второй Мировой войной.

Этот период характеризуется медленным подъемом туризма. Производятся эксперименты на транспорте, в частности, в авиации. Средства передвижения, оставшиеся после войны, приспосабливались как транспорт для пассажиров. Англичане начали проводить экскурсии на автобусах в район боев во Франции,а позднее устремились на Лазурный берег, в Испанию и другие районы Европы. В 1935 г. экскурсии достигли севера Африки и в том же году были совершены первые экскурсии на автобусах из Англии в Ленинград и Москву.

Заметным явлением в этот период стало зарождение гражданской авиации.

Вэтот период все еще продолжает преобладать элитный туризм, отдававший предпочтение пляжам севера Европы и некоторым районам Средиземноморья; практиковался лыжный спорт в Альпах.

Швейцария продолжала оставаться главной туристической страной. Наряду с ней Франция, Бельгия и Италия принимали наибольшее количество туристов.

В Италии и Германии, также как в Австрии и Франции, начинает развиваться социальный туризм.

3. Вторая Мировая война (1939 - 1945 гг.).

В течение этих шести лет произошел экономический кризис, приведший к полной остановки развития туризма. Послевоенное восстановление длилось около пяти лет и с 1950 г. начинается новый подъем туризма, ознаменовавший "золотой" период туристического бума.

С восстановлением мира и утверждением нового международного порядка под эгидой ООН появляются новые возможности в области туризма. Начиная с 1945 г., образуется целый ряд организаций, а также частных и общественных ассоциаций, занимавшихся развитием туризма.

4. Период туристического бума (1945 - 1973 гг.)

Этот период после Второй Мировой войны, охватывающий четверть века, характеризуется наибольшей экспансией туризма, с замедлением в 1967 - 1968 гг., вызванным арабо-израильской войной. Характерные черты туризма в этот период следующие:

а) Развитие массового туризма, факторами которого являются:

- Политические факторы. Длительный мирный период, за исключением региональных войн - Корея, Вьетнам и т. д., что позволило развивать туризм в стабильных политических зонах - Средиземноморье, Центральной Европе, США и других.

- Экономические факторы. Начиная с 50-х годов, увеличивается покупательная способность широких масс населения в западных странах как следствие индустриального развития. Растет средний класс.

- Культурные и образовательные факторы. Распространение образования и культуры вызывает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

- Социологические и трудовые факторы. Увеличение численности городского и индустриального населения, проблемы, связанные с напряженной жизнью, стрессы, болезни и т. п. пробуждают желание отдохнуть, сменить обстановку, побыть на природе. По мере улучшение условий труда, расширяются возможности оплачиваемого отпуска, что позволяет организовать ежегодный планируемый отдых.

- Технические факторы. Большие достижения в области коммуникаций и транспорта - автомобиль, самолет и т. д. - позволили путешествовать с большей скоростью и комфортом в отдаленные районы мира по достаточно доступным ценам на транспорт и, особенно, на самолет.

- Психологическо-коммерческие факторы. Расширение информации и техники маркетинга дали возможность значительной части населения ознакомиться со всеми аспектами туризма, что в значительной мере повлияло на их мотивы более активно заняться туризмом и путешествиями.

б) Эволюция системы транспорта.

В этот период широко развивается коммерческая авиация. Авиация переживает технический прогресс, появляются реактивные пассажирские самолеты, практикуются ночные полеты, увеличивается скорость самолетов и возможность перевозки от сотни до пятисот пассажиров.

в) Эволюция мировых туристических потоков.

Туристические потоки и доходы от туризма в этот период времени значительно усиливаются.

г) Активное развитие туризма.

Это период развития массового туризма, основанного на экономных путешествиях с полным обслуживанием, организованным агентствами путешествий и туристическими бюро. При этом использовались различные виды транспорта - чартерные рейсы, автобусы, круизы и т. д.

Как основные отправляющие туристов страны определяются ФРГ, Бенилюкс, США и скандинавские страны. В качестве стран, принимающих туристов, выделяются страны Средиземноморья, в частности, Испания и Италия.

д) Образование ассоциаций и организаций по туризму.

В этот период образуется значительное количество туристических ассоциаций и организаций, как национальных, так и международных, как общественных, так и частных, целью которых является укрепление, развитие и кооперация в области туризма. Среди прочих можно выделить:

- Экономические: Общий рынок Европы (1958), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, объединившая экономически развитые страны.

- Транспортные: Международная организация гражданской авиации (1944), Международная ассоциация воздушного транспорта (1945), Международная консультативная организация (1959).

- Туристические агентства: Всемирная федерация туристских агентств (1966), Международная гостиничная ассоциация (1946), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (1949).

- Туристические эксперты: Международная ассоциация научных экспертов в области туризма.

5. Современный период мирового туризма (1973 - 1994).

Инфляционные тенденции в начале 70-х гг., осложнившиеся новой арабо-израильской войной в 1973 г., а также резкое повышение цен на нефть странами - членами ОПЕК привели к повышению цен на туристическое обслуживание и, главным образом, на транспорт. Вслед за этим наблюдается сокращение туризма на мировом уровне, длящегося до 1978 г., после чего наступает прирост. В последние годы произошли другие политические и экономические события, повлиявшие на развитие мирового туризма: падение Берлинской стены в ноябре 1989 г., изменения в Центрально-Восточной Европе, война в Персидском заливе и другие.

Характерные черты туризма в этот период:

а) Эволюция транспорта.

В этот период коммерческая авиация совершает как регулярные, так и чартерные рейсы. Появляются новые виды более современных самолетов. В Европе происходит процесс либерализации авиационного транспорта. Как и в США появляются частные компании, которые конкурируют с государственными, предлагая новые более подходящие тарифы и создавая новые услуги.

В Европе наблюдается тенденция улучшения автотранспорта. Автобусы становятся более комфортабельными, увеличивается сеть автострад, соединяющих отправляющие и принимающие туристические страны; улучшается обслуживание на железной дороге, появляются скоростные поезда, которые составляют конкуренцию авиации на коротких и средних расстояниях.

В этот период увеличивается количество чартерных рейсов, что ведет к тенденции уравнивания тарифов регулярных рейсов с тарифами чартера.

б) Применение новой технологии в индустрии туризма.

Развитие информации в эти последние десятилетия сделали возможным полноценное включение в сферу туристических предприятий гостиниц и транспорта.

г) Политика международной кооперации: создание Всемирной туристской организации.

Международная туристическая кооперация в этот период основывается не только на двусторонних договорах между странами, но и на межгосударственной основе. В 1974 г. создается Всемирная туристская организация.

д) Тенденция на рынке отправляющих и принимающих стран.

В этот период, как и в предыдущий, наблюдаются тенденции к увеличению в летний период отдыхающих трудящихся и школьников. Вместе с тем, проявляются тенденции к расширению количества отдыхающих на Новый год, Пасху, а также в конце недели.

Средиземноморье занимает первое место в туристическом мире, создавая конкуренцию между странами в этой зоне, как, например, конкуренция между арабскими странами севера Африки с европейскими странами этого региона.

Проявляются и развиваются другие туристические зоны в мире, как, например, Карибская, острова Индийского и Тихого океанов, а в последние годы страны Юго-Восточной Азии.

е) Концентрация управления.

В этот период образуются мультинациональные предприятия в секторе туризма, особенно в гостиничном хозяйстве, а также растет количество туристических агентств. Также усиливается процесс финансирования туризма международными банковскими организациями.