Самодостаточность СМИ.

Информационная безопасность.

Журналистская деонтология.

Государственная политика в области СМИ.

Социальные типы журналистики.

Внешние и внутренние противоречия в функционировании четвертой власти.

 

1) В любом государстве складывается система социальных институтов. Комплексное выражение интересов граждан. Каждый из социальных институтов имеет нормативные основы. Внутри государства складываются различные особенности влияющие на содержание деятельности социальных институтов. а)экономические условия.б) исторические условия.в) культурные условия. г)экологические. д) религиозные.

 

В государстве существует система подотчетности социальных институтов. Система подотчетности федеральных институтов двойная: подчинены президенту и правительству.

Социальные институты всегда выражают особенности государственного устройства. Виды устройства: демократическая,президентская, парламентская, смешенная. Все социальные институты государства законодательно связанны с социальным институтом имя которого журналистика. Для социальных институтов обязательно все то что прописано в законах о средствах массовой информации.

 

2) Журналистика рассматривается в государстве самостоятельным обособленным социальным институтом. Неофициально ее называют четвертой властью. Задача четвертой власти - собирать, обрабатывать и распространять информацию. Она выражает общественное мнение внутри государства. Наш институт составляет печать, телевидение , радио, информационные агентства, интернет. И главная цель влиять на сознание людей, опираюсь на их мнение, нацеливать на изменения.

 

Основы для развития четвертой власти в условиях демократического государства:

1. Создание правовых механизмов

2. Максимальная реализация гражданских свобод.

3. Самое широкое участие граждан во всех процессах жизни общества (патиципарная демократия).

4. Максимальная информированность граждан( делиберативная демократия)

5. Участие СМИ в выработке решений в условиях широкой дискуссии(диалоговая демократия).

 

на содержание СМИ влияет три ветви власти: представительная, исполнительная, судебная, негосударственные институты,неинституционная власть.

 

Особенность четвертой власти журналистики состоит в том что она не обладает ни силой государственного принуждения, ни экономического давления. Журналистика влияет на сознание людей. А оно распространяется на все сферы и области с которыми соприкасается человек. Влияние журналистики масштабное и шире любой власти и социального института, отсюда журналистику называют всенародной властью. Четвертная власть выступает в роли общественного эксперта, формирует мнения, взгляды, стремления.

 

3) По определению европейского суда, народная журналистика эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса, его "общественный страж". Эта схема в идеале чисто теоретическая, с практикой она не совпадает.

сложности:

1. Народ представляемый журналистикой не однороден, не монолитен, состоит из множества различных групп, имеет разные характеристики. Отсюда имеют место разногласия СМИ.

2. Проблема разобщенности имеет место в структурах власти. Между политическими силами, социальными институтами.

3. Отдельные люди объединенные в группы по каким-то признакам не имеют собственных СМИ, в силу этого часть людей отделена от СМИ.

4. У СМИ не одинаковые экономические возможности,способности,степень организованности.

5. Различное понимание, мера использования журналистикой властными полномочиями.

6. Стремление властных структур государства ограничить полномочия СМИ.

 

4) Социальные типы журналистики складываются только в условиях демократического общества.Выражение интересов и есть суть социальных типов журналистики. В нашем государстве сложились три типа журналистики: 1.Гражданские СМИ(стремящиеся к независимости от власти,чаще всего преследуют коммерческие интересы) а)СМИ организаций, б)СМИ коммерческого направления, в)СМИ неполитических организаций.

2. Государственные СМИ. Создаются различными структурами власти.

3. Государственно-общественные СМИ. СМИ которые могут максимально полно реализовать общественные интересы. Выступают с общенародной позиции. Отличаются согласованностью решений. Преобладание этого типа будет свидетельствовать о том что в государстве все более утверждается демократическое устройство.

 

5) Эта политика имеет общегосударственную основу, она часть общей политики выраженной законодательно, Эта политика вырабатывается на двух уровнях: законодательном и управленческом. Законодательные предложения концентрируются в комитете государственной думы по информационной политике, отсюда проекты поступают в государственную думу где обсуждаются , принимаются, после этого он документ поступает в совет федерации, после он утверждается президентом и принимает силу закона обязательного к исполнению.

Основные положения конституции:

а) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

б)каждый имеет право свободно искать получать, передавать, производить и распространять информацию.

в) гарантируется свобода массовое информации. Цензура запрещена.

 

6)Журналистская деонтология - это система правовых норм журналистики применяемых в демократическом обществе и обеспечивающих практику СМИ. Международные нормы содержатся : а) в уставах международных журналистских организаций, б) международных кодексах, в) в решениях ЮНЕСКО.

законы: а) о средствах массовой информации, б) закон о праве на информацию, в) закон об авторском праве и смежных правах, г) об участии в международном информационном обмене, д) о рекламе, е) об информации информатизации и защите информации,

.

Законодательно закреплены правоотношения всех кто связан со СМИ:

а) самих СМИ, б) СМИ социальных институтов, в) СМИ граждан, д)СМИ технических служб и т.д.

 

7) Суть информационной информации состоит в следующем: а) у любой. общественно-политической силы должна быть возможность выйти на интересующую ее территорию, б) у обычного гражданина в условиях плюрализма мнений, должна быть возможность познакомиться со всеми точками зрения на какую-либо проблему, в)информационная безопасность означает то что мы должны различать правдивую информацию и дезинформацию. Если преобладает второе значит каждый из нас неверно судит о том что происходит в обществе, в мире.

 

Суть решения проблемы: а)оптимально состояние объектом защиты по отношению к угрозам, б) определение путей, мер обеспечения безопасности.

 

Суть доктрины информационной безопасности: чем полнее каждый гражданин информирован о том что происходит в стране, тем выше уровень информационной безопасности и этого гражданина и страны в целом.

 

8) Самодостаточность СМИ. В демократическом правовом государстве журналистика должна представлять собой целостную систему СМИ. Если государство провозглашает себя таковым , а в его системе СМИ существуют нестыковки, можно усомниться что в нем имеет место подлинная демократия.

 

Систему самодостаточной можно назвать если:

1.Каждой из СМИ максимально выражает интересы той аудитории на которую оно рассчитано.

2. Если в каждой из СМИ юридически совершенно и экономически самостоятельна.

3. Если максимально задействованы все возможности СМИ.

4. Когда есть условия для того чтобы любой гражданин, организация могли учредить собственное СМИ.

5. Любой потребитель информации выбрав для себя несколько ее источников, получит для себя максимум интересующих сведений.

6. Когда постоянен процесс совершенствования СМИ.